СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  

U2. Предсказуемые, гладкие, немного скучноватые, но умело состряпанные рок-гимны
U2. "How to Dismantle An Atomic Bomb". Island, 2004

Начинка для бомбы

Материал их десятого студийного альбома предсказуем, гладок и полон умело сработанных рок-гимнов. Но все мы знаем, что когда-то U2 создавали нечто большее.

Хорошая новость: новый альбом U2 бесспорно великолепен. Эпический по замыслу и исполнению, он является наиболее откровенно гимноподобным из всех альбомов со времён "Achtung Baby" и содержит партию треков, настолько готовых к употреблению и просящихся в радиоэфир, что, скорее всего, затмит успех альбома 2000 года "All That You Can't Behind", который разошелся тиражом 11 миллионов экземпляров. "...Бомба"- ровный, мощный, прямолинейный альбом, являющийся продуктом выдающейся группы на пике карьеры.

И всё же... Во всём этом есть тревожащая пустота. Случайному слушателю песни вроде "One Step Closer" могут показаться классикой U2. Безусловно, здесь широко представлены их "фирменные" приемы: широкоформатные синтезаторные интро, выразительные бас-линии, игривые гитарные пассажи. Всё это несомненно "большая" музыка. Но, хотя это и трудно выразить, на альбоме это уже другой тип их "большой" музыки, менее утончённый, вызывающий меньше образов и воспоминаний, какой-то более предсказуемый.

Критики всегда ассоциировали U2 со всем, что есть плохого в стадионном роке. Клеветники обвиняли их в излишней серьезности в симпатии к ОТТ и в поведении ориентированном на большие арены. Но, по правде говоря, величие группы состоит в том, что она сумела не пасть жертвой мейнстрим-рока. В период после выхода "Joshua Tree" пристрастия современных им слушателей были на стороне Def Leppard и Motley Crue. Oт группы ждали напыщенности, нахальства, сексуальности. И, тем не менее, существовала горстка этаких начитанных христиан, способных собирать под завязку полные стадионы, не прибегая ни к сверкающей пиротехнике, ни к сверхскоростным гитарным соло, ни к показной гипертрофированной мужской сексуальности.

Такое же ощущение недооценки появилось и в музыке U2, лучшие песни которых не содержали никакого бахвальства и помпезности, приписываемых им критиками, а скорее являлись искусными исследованиями в области тонкой динамики. Возьмём, к примеру, такую вещь как "Bad" из "Unforgetable Fire". Всего два аккорда, поддерживаемые в течение семи минут лёгкими приливами и отливами перкуссии. Точно так же и "With Or Without You" могла бы стать хитом № 1 по обе стороны Атлантики, но в её структуре отсутствует припев. Вместо музыкального решения в жанре стадионного рока U2 предложили бесконечную мелодическую линию, исключающую наличие кульминационной подачки публике. А это во многом противоречит принципам рок-музыки.

Всё это лишь усиливает разочарование от неотвратимой и беспощадной традиционности альбома "How To Dismantle An Atomic Bomb".

Там, конечно, есть налёт экспериментаторства. "Love And Peace Or Else", например, -восхитительно странный электронный шаффл, который своим тёмным параноидальным звучанием напоминает Nine Inch Nails. Но такие вещи, как "Yahweh" и "Original Of the Species" настолько прилизаны и со знанием дела построены, что не оказались бы лишними на каком-либо из альбомов Bon Jovi. И дело не в том, что их стиль так гимноподобен, а в том, что сами U2 никогда не привлекали публику одними лишь сногсшибательными хитами. Их песни раскрывали свои секреты не фазу, а лишь спустя некоторое время, а теперешние грохочут в вашей голове после первого прослушивания.

Нужно сказать, что на этом альбоме есть несколько исключений из правила: упругая до хруста и взвинченная "Vertigo" (последний сингл) - великолепный открывающий трек, следующая за ней "Miracle Drug" - благородно эпическая вещь, напоминающая "Where The Streets Have No Name"; "City Of Blinding Lights" - пронизанная чувствами песня о любви, стоящая в одном ряду с лучшими произведениями группы.

То, что U2 существуют уже 25 лет, впечатляет. Но то, что они до сих пор пишут музыку высокого качества - просто беспрецедентно. Однако, стараясь оставаться популярными, они сгладили острые углы в своей музыке, которая в результате потеряла силу убеждения; пропал оттенок незавершённости, который когда-то так пьянил их слушателей.

Величайшие гимны U2 всегда были полны элизий, "белых пятен", вопросов. Все ответы на вопросы, поставленные в "...Бомбе"" вы найдёте там же.

Release: November 22, 2004

Track-list:

1. Vertigo

2. Miracle Drug

3. Sometimes You Can't Make It On Your Own

4. Love And Peace Or Else

5. City Of Blinding Lights

6. All Because Of You

7. A Man And A Woman

8. Crumbs From Your Table

9. One Step Closer

10. Original Of The Species

11. Yahweh

12. Fast Cars

Карл Стивенс
Classic Rock - Russia
№ 1-2,
январь-февраль 2005