СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  

Guns'N'Roses. Классический продукт своего времени
Guns'N'Roses. "Appetite For Destruction". Geffen, 1987

С одной стороны, продержавшийся в хит-парадах почти год с момента появления на свет альбом Guns'N'Roses "Appetite For Destruction" - классический продукт своего времени, с другой - такая же веха в истории мирового рока, как, скажем, "Time" ELO или "Hotel California" Eagles. Веха, оказавшаяся в итоге жизнеспособнее самой группы, музыканты которой вот уже долгие годы пребывают в состоянии разброда и шатания, то собираясь в неполном составе ради участия в "сборных солянках", то продолжая с пеной у рта выяснять так и не выясненные в лучшие времена отношения.
Почему-то после выхода этой программы и меломаны, и критики расценили впервые по-настоящему заявившую о себе в полный голос группу как продолжение охватившего Североамериканские Соединенные Штаты 80-х безумия в стиле "волосатый поп-хард-рок". И живо водрузили альбомчик в те разделы своих фонотек, где до этого уже красовались Motley Crue, Poison и прочие, которых к тому моменту уже успели обласкать хлестким определением "фальшивый металл". Неудивительно, что повальное прекращение контрактов с музыкантами этого направления в 90-х в пользу поднимавших свои нечесаные головы гранджеров и альтернативщиков ударило и по Guns'N'Roses. Удар сей по стечению обстоятельств совпал с периодом разлада в рядах группы.
Между тем, с позиций дня сегодняшнего отчетливо видна бездонная пропасть, разделявшая в 1987 году Guns'N'Roses и прочих представителей поп-хард-рока. По сути, эта группа была таким же отклонением от "форматной" нормы, как и Bon Jovi. Хотя и в совершенно противоположную сторону. И, кстати говоря, как бы ни кривились правоверные приверженцы альтернативного рока, и звучание, и имидж Guns'N'Roses весьма мощно повлияли на "металлизированную" ипостась того же гранджа. В 1987 году мощный, грубый, неприлизанный саунд, скрежещущие гитарные соло с явным блюзовым влиянием и ядовитые, циничные тексты песен группы были единственной альтернативой бездумому веселью, перекисным шевелюрам и подведенным глазкам тогдашних хард-попперов.
Первый же трек с альбома, выворачивающий наизнанку "киллер" "Welcome To The Jungle", произвел на поклонников тяжелого рока впечатление разорвавшейся бомбы. Видеоклип этой песни, помнится, на удивление шустро добрался до Советской России. После просмотра оставалось четкое ощущение, что этим ребятам удалось влегкую "перецеппелинить" самих Kingdom Come. Продававшиеся на задах ныне несуществующего кинтеатра "Украина" пиратские кассеты с украшающими обложки револьверами и розочками на блюдечке с золотой каемочкой разлетались, будто горячие пирожки. Так наша публика и открыла для себя зубодробительный припадочный рок-н-ролл "Paradise City", издевательскую дразнилку-кричалку "My Michelle" и балдежно-оттяжную "You're Crazy". К несчастью, из-за использования производителями вареза сорокоминутных кассет за бортом неизбежно оставались прославившая группу "Sweet Child Of Mine" - первая и самая лучшая из полубаллад группы, имевших обыкновение начинаться за здравие и кончаться за упокой, а также порнографический ужас шестиминутного эпика "Rocket Queen". Нынешнее переиздание наконец-то восстанавливает историческую справедливость.
Увы, развить первый крупный творческий успех Guns 'N' Roses впоследствии так и не смогли. Хотя успех коммерческий был налицо. Группа со сбивающей с толку скоростью ворвалась в поле зрения большого шоу-бизнеса, и была вскоре выжата этим монстром, аки пресловутый лимон с лапками. Не выдержав напряженного гастрольного графика, начал вусмерть ширяться, слетел с нарезки и вылетел из состава ударник Стивен Адлер (Steven Adler). Гитарист Иззи Стрэдлин (Izzy Stradlin), некогда набивший морду идеологическому противнику Винсу Нилу (Vince Neil) из Motley Crue на какой-то MTV-шной тусовке и чуть ли не в прямом эфире, вскоре последовал за Стивом. Совершенно неподъемный по своей продолжительности в эпоху винилла "двойник" "Use Your Illusion" был чем угодно, но не шагом вперед. Cоблазнившиеся понтами индустрии развлечений "ганзы" оказались по одну сторону барьера с "крюками" благодаря слезливым поп-балладам вроде "Don't Cry" или "Nowember Rain". Кавера на "Knockin' On Heaven's Door" Боба Дилана (Bob Dylan) и "Mama Kin" Aerosmith тоже особого оптимизма не добавляли. Лишь вошедшая в саундтрек ко второму "Терминатору" "You Don't Be Mine" напоминала о былом отвязе музыкантов.
Выпущенный в 1993 году "The Spagetti Incident?", странноватый на первый взгляд альбом кавер-версий гаражных и панковских хитов, был по сути отчаянной попыткой спасти дух группы. Не удалось. Поменяв в составе всех и вся, Guns'N'Roses вступили в тот дурацкий период полураспада, в котором пребывают и по сей день.
Иззи Стрэдлин и басист Дафф МакКаган (Duff McKagan) после первых успехов собственных групп сползли в джунгли унылого рокерского полусвета "героев вчерашних дней". Лидер-гитарист Slash, столь же удачно дебютировавший со своими Snakebites, очень скоро превратился в одного из тех гитаристов, чья игра технична, однако манера ее начисто лишена всякой индивидуальности. Где он ухитрился свою манеру посеять - черт его знает. Однако тот факт, что парень довольно долго и без разбора играл где попало, с кем попало и что попало, неоднократно осуждался многими его коллегами по шести струнам. Главный провокатор, горлопан и заводила Вилли Аксл Роуз (William Axl Rose) ныне восседает на пакете авторских прав группы, не то, как Кащей на злате, не то, как собака на сене. И периодически тешит публику байками о грядущем окончательном воссоединении группы и выходе "ну вот уже почти совсем" готового нового альбома. И конца этому не видно.
А между тем "вкус к разрушению", продемонстрированный музыкантами на заре их карьеры, в отвязные, молодые и голодные годы, по-прежнему живет в сердцах всех истинных любителей рока. И призыв "Welcome To The Jungle!" в тысячный и миллионный раз доносят до слушателей современных FM-станций радиоволны. А ведь казалось, что эта песня протаранила хит-парады лишь вчера. Оглянуться не успели - пятнадцати лет как не бывало, и это уже классика. Как-то не по себе становится от таких шуточек...
Да, это уже классика. Салонную, чуть приджазованную версию "Paradise City" можно сейчас услышать в исполнении престарелого Пэта Буна (Pat Boone), ветерана попсового крыла рокабилли. А всеамериканская любимица Шерил Кроу (Sheril Crow), предваряя собственный вариант "Sweet Child Of Mine", частенько адресует авторам этой песни призыв: "Возвращайтесь!" С готовностью присоединяюсь, хотя с каждым годом шансов на нормальное воссоединение группы остается все меньше и меньше.

Дмитрий БЕБЕНИН
ЗВУКИ РУ
5.02.2004