СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  

Наркотики и рэйв

"Потому что я не ношу с собой"

Английский писатель и журналист Мэттью Коллин десять лет провел в ночных клубах Лондона, изучая, как он сам говорит, "социологические аспекты наркотической жизни молодых англичан". В результате появилась книга "Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры". Rolling Stone решил проверить, как "эта сугубо научная работа" изменила сознание самого Колина.

Вы сами что сейчас употребляете?

(Пауза. ) Я не могу ответить на этот вопрос. (Смеется.) Напишите, что хотите!

Но вы же не могли написать эту книгу, не попробовав сам предмет исследования?

Бог знает. (Смеется.) Я не могу ответить и на этот вопрос. А то меня не пустят в Россию в следующий раз. Визу не дадут. Кроме того, мне кажется, что это неправильно, когда журналист рассказывает о своих собственных опытах или рекомендует что-нибудь. Будут говорить: вот журналист, из-за которого люди стали принимать наркотики. Я в этом не участвую.

Почему вы вдруг решили, что стоит писать об этом книгу? Как пришла сама идея?

В 1987 году я начал в это погружаться. 17 лет назад я отправился в Чикаго и Детройт. Оттуда пришли и техно, и хаус. Там в течение года я изучал местную клубную жизнь. В 1988 году я вернулся и поселился в Лондоне. Тогда зарождалась культура ночных клубов. Хаус, техно, экстази. Все это только начиналось. Было всего несколько клубов, не очень большая тусовка. Тогда я оказался в нужном месте в нужное время. Мне повезло. И в смысле профессиональном, и в смысле развлечений. Я уже тогда начал писал обо всем этом в журнал i-D. Потом я работал там редактором в течение 4 лет.

И тогда же вы поняли, что хотите написать книгу?

Мы долго ходили по издательствам, но почти все тогда нам отказали. Мол, это все ненадолго, рейв скоро кончится. Так они считали. Массовому читателю это неинтересно, а те люди, которые во всем этом участвовали, они вообще книг не читали и не покупали. Наконец в 1977 году маленькое издательство опубликовало книжку, а в 2004-м ее перевели на русский. Десять лет моей жизни ушло на это. Но было бы неправильно воспринимать книгу как историю наркотиков или музыки. Меня гораздо больше интересовали политические и социальные аспекты этого явления.

То есть вы хотите сказать, что книга претендует на то, чтобы называться серьезным социологическим исследованием? Больше похоже на хорошее прикрытие...

Я никого ни к чему не призываю. По сути дела, это документ, зафиксировавший многолетний этап социальных трансформаций в Великобритании. Нельзя однозначно говорить о том, что книга - история психоделических наркотиков. Хотя и это, конечно, есть. Я пишу, откуда появилось экстази, о сыне русского эмигранта Александре Шульгине, который разработал ЛСД, и т. д. И о музыке тут тоже много. Великая история клубов, которая началась с гомосексуальных вечеринок Нью-Йорка 70-х. И Ибица, возникшая еще при фашистском диктаторе Франко. Я все соединил вместе.

Показалось, что вы коллекционировали истории о знаменитостях и наркотиках. Например, о певце Марке Алмонде.

Марк Алмонд - особый персонаж. Он принимал экстази еще тогда, когда никто в Британии этого не делал. Он ездил в Штаты еще в 70-х, он спел о наркотиках и конкретно об экстази до того, как о нем услышали в Британии.

Как вы все это изучали? Вы сами были частью той жизни?

Мы ходили по клубам. Я жил этим в течение шлет. Это было отличное время.

Вы открещиваетесь от пропаганды и тем не менее говорите, что это было отличное время.

Я изо всех сил пытался избегать пропаганды. Но нельзя отрицать: наркотики вдохновили целое культурное направление. Да, некоторые умерли от этого. И это неприятно. Хотя это скорее единичные случаи. Бывало, когда люди умирали от обезвоживания. А многие тогда сели в тюрьму. В Британии экстази приравнивается к героину. Они сели, и их жизнь была разрушена. Так что некоторым надо думать и об этом, перед тем как говорить: "Экстази - это круто".

После десяти лет исследований каково ваше мнение, что должно быть разрешено, а что запрещено?

Ни один политик не скажет: я за полную легализацию. На этом его карьера закончится. Во всяком случае, в Англии. Да и здесь, в России. Легализации экстази не произойдет, но при этом нужно реалистично на это смотреть. В 80-х правительство всегда говорило: все наркотики - это плохо. Но в результате перемен, описанных в книге, правительство изменило политику. Они теперь понимают, что наркотики все равно будут принимать, и поэтому перешли к информационной войне. Это до сих пор нелегально, но зато об этом говорят. Тинейджерам объясняют, что будет с ними, если они будут принимать наркотики. И это правильно. Тинейджеры все равно будут потреблять то, что потребляют, но, во всяком случае, они теперь знают о последствиях. Несколько лет назад шестнадцатилетняя девочка на свой день рождения приняла экстази и впала в кому. Ее мать - школьный учитель, отец - полицейский. Они сфотографировали дочь и потом это изображение использовали в антинаркотической кампании. Это было время, когда родители наконец-то поняли, чем занимаются их дети. И наконец-то общественное мнение обратило на это внимание...

Вы знали лично кого-то из наркомафии?

Я знал кое-кого, кто импортировал экстази из Штатов и Амстердама. Не самые серьезные мафиози. Есть, правда, пара человек в книге, которые, на мой взгляд, были довольно крутыми торговцами. Но доказать этого я не смог бы. Я их тоже знал лично.

Что они думали об этой танцевальной культуре?

Наркодилеры? (Смеется.) Они были невероятно довольны. Они были просто счастливы, что подобное появилось. Они же делали огромные деньги.

Полиция ими занималась?

Много раз устраивались облавы. Многих поймали. Нельзя сказать, что коррупция настолько развита, чтобы они откупились. Хотя и такое бывало.

Почему чуть ли не каждая музыкальная эпоха способствует возникновению определенных наркотических веществ?

Что идет первым - наркотики или музыка, или они случайно встречаются? Хип-хоп, например, не особо связан с каким-то определенным наркотиком. С другой стороны, музыканты вообще потребляют наркотики больше, чем обычные люди. Вообще, это самый интересный вопрос. Но я сам ответа на него не знаю!

В курсе ли вы того, какие наркотики сейчас популярны у британских музыкантов?

Время, когда все подряд потребляли экстази, прошло, и сейчас все делают, что хотят. Тут и героин, и каннабис. От "мононаркотической" реальности мы перешли к "полинаркотической". Хотя, конечно, многие балуются экстази и сейчас, но это уже не определяющий фактор для клубной жизни. Сейчас полно любителей электронной музыки, которые никогда не пробовали даже марихуаны, не говоря уже об экстази.

А что вы знаете о ситуации в России. Бывали у Первой аптеки на Никольской в Москве?

В Москве я почти нигде не был. Зато я был в ижевских клубах. Я там прожил несколько дней. Интересно, почему они так любят электронную музыку? Я был на фестивале - там были музыканты из Британии и Исландии. Английские музыканты были настоящими авангардистами, и я просто не мог понять, откуда в этой "заднице" мира столько понимающих такую музыку людей. Сразу прошу прощения у местных жителей. На самом деле город отличный.

"ВСЕ СЛОВНО ВПАДАЛИ В ДЕТСТВО"

Как и зачем потребляли экстази в британской столице начала 90-х. Отрывок из книги.

"Экстази открыл своего рода психологический люк, через который в мир потоком хлынули чудеса. Многие относились к лондонскому клубу Shoom как к детскому утреннику, где все едят мороженое и мармелад и обмениваются подарками - маленькими безделушками вроде значков со смайлами или сердечками, да с чем угодно - главное, чтобы было приятно; и где у каждого с собой какой-нибудь странный предмет: шар из кусочков стекла или карманный вентилятор, которые можно подставлять под лучи прожектора, и тогда на стенах кружатся геометрические узоры из отраженного света; все чувствовали невероятное родство и близость, сливались в неземной гармонии - все были как один, и казалось, остального мира для них просто не существует. "Волшебство повторялось каждую неделю, группа людей, растворившихся в безумии всеобщей дружбы, - говорит Спенсер Гинере, еще один из ветеранов Ибицы и южного Лондона. - Никаких тормозов... Все словно впадали в детство..." Когда кто-то заболел и попал в больницу, все дружно смастерили для него огромную открытку с изображением Смайли".

Мэттью Коллин

Измененное состояние. История экстази и рейв-культуры.

Издательство "Ультра. Культура. Москва, 2004.

Текст Борис Акимов, Павел Гриншпун
Rolling Stone
№ 8, 2005