СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  

Свинг

Уинтон Марсалис Слово "swing" переводится как "качаться" или "размахивать" - в любом случае налицо описание действия, приводящего некую структуру или предмет в движение. Иногда можно встретить написание этого слова как "суинг" - но это чаще всего характерно для словарей и других академических изданий, в повседневной же жизни употребима именно первая форма. Так же, как и написаний, у слова этого два значения, и выяснить, в каком из них оно употреблено, часто можно лишь по контексту. Но - по порядку.

В первом своем значении слово "свинг" обозначает характерную для джаза манеру смещения акцентов в ритмических структурах пьес, каковое смещение не следует путать с синкопированием, как это делают некоторые нервные натуры, занося под этим соусом в джаз самые удивительные стили. Свинг не имеет никакого отношения к привычной нам западноевропейской метрической системе, он пришел из совсем другого региона и наследует перекрестные ритмы, характерные для африканских музыкальных культур. В общих чертах свинг можно представить себе как отклонение от опорных долей такта, подчиненное определенным законам, однако слишком сложным, чтобы рассматривать их здесь. Смещение это приводит к тому, что метрическая пульсация джазового произведения становится в достаточной степени непредсказуемой и подвижной: организм на эту подвижность реагирует гораздо быстрее, чем за ним поспевает мозг, поэтому зрелище непроизвольно щелкающих пальцами слушателей джаза - дело нередкое-таким образом они реагируют именно на свинг, хотя и не только на него: у джаза есть еще много приемов ритмического разнообразия. Свинг, однако, среди них - доминирующий: проще всего заметить его у джазовых вокалистов - их манера перемещать слова со своих предсказуемых и ожидаемых мест то вперед, то назад по метрической сетке легко уловима.

Второе значение слова "свинг"- жанровое: так называется музыка, родившаяся в Америке после заката новоорлеанского джаза в начале 30-х годов и просуществовавшая в качестве доминирующей на эстраде более десяти лет, пока ее не погубил появившийся вслед боп. Для свинга характерно наличие больших оркестровых составов - т.н. биг-бэндов, определенной структуры исполняемых этими составами пьес, где мотивы, проигрываемые секциями биг-бэндов, чередовались с сольными партиями, и, конечно, наличествовала метрическая пульсация, именуемая свингом в первом значении этого слова. Помимо биг-бэндов существовали и камерные комбо, принцип строения композиций которых, однако, не отличался от оркестрового. Эра биг-бэндов породила одни из самых громких имен в истории джаза - Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, среди тех, кто играл в камерных комбо, были такие корифеи, как Коулмен Хоукинс, Нэт Кинг Коул и многие другие. В 1946 году эра биг-бэндов окончилась, и они ушли в тень, превратившись в эстрадное развлечение для белых людей, однако в 60-х годах интерес к ним возродился, хотя и не в полной уже мере и по-прежнему с эстрадным привкусом: карьера Армстронга в этом смысле - самое наглядное представление эволюции свинга, при которой гениальный трубач в конце жизни превратился в "энтертейнера", о котором более юная публика даже не знала, за что, собственно, его так почитают во всем джазовом мире.

Свинг не умер и по сю пору: в небольших комбо он продолжает свою жизнь, часто именуясь мэинстримным джазом. Одним из популяризаторов и возродителей свинга является знаменитый Уинтон Марсалис, сочиняющий для биг-бэндов целые протяженные драматические произведения, также традиции свинга блюдет новая генерация джазовых вокалистов, по большей части - женщин: характерным примером тут является Дайана Кролл. И хотя свингу уже не вернуть себе былых позиций, но понятие "эра свинга" до сих пор означает золотую эпоху джаза, когда все было внове, никаких кризисов на горизонте на маячило и нынешние старцы были молодыми и полными сил корифеями.

Артем Рондарев
"МК-Бульвар",
№ 8, 2004