СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  

Горячие ритмы кубинского джаза встряхнули Москву

В московском театре эстрады выступил певец Ибрахим Феррер, патриарх кубинской эстрады и одна из центральных фигур проекта американского продюсера и музыканта Рая Кудера - Buena Vista Social Club.

Просто сказать, что оба московских концерта Ибрахима Феррера произвели фурор в доме на набережной, значит не сказать ничего. Нарушая хронологию событий, можно сказать, что к концу последнего выступления кубинца во вторник, не чуждая снобизма столичная публика свистела, визжала, топала и хлопала похлеще, чем на концерте суперпопулярной рок-группы на стадионе.

Реакция адекватная, поскольку на сцене тоже творилось нечто невероятное. Около двух десятков кубинских музыкантов во главе с дедушкой Феррером, все без исключения - инструменталисты экстра-класса, творили на сцене нечто невероятное, одновременно играя и отплясывая горячие румбы, искренне и достоверно воплощая на сцене Театра эстрады кусочек Гаваны, той самой, где по представлению всего мира кроме танцев до упаду никого не трогают политические, экономические или житейские неурядицы.

Публика, похоже, осознала, что все то, что считалось красивым кубинским мифом, оказалось еще более яркой и красочной реальностью. Московские концерты похоже дали почувствовать всю магию фильма Вима Вендерса и Рая Кудера "Buena Vista Social Club".

Выступление кубинцев из Buena Vista Social Club было, наверно, самым впечатляющим действом в столичной музыкальной жизни последнего времени. Вопросы о том, что хотел сказать композитор своим произведением или дотянул ли вокалист ноту ми четвертой октавы, в этом случае отпадают сами собой.

Начали музыканты программу с нежного болеро, мгновенно создав ауру Buena Vista. На последних аккордах на сцену вышел Ибрахим Феррер в своей знаменитой кепочке и сразу же запел "Румба Манигуа". Тут-то все и началось. Каждый музыкант группы - настоящий асс.

Каждый имеет в программе собственный номер. Если это не песня, то забойное соло минимум минут на пять, будь то тромбон, контрабас или трещотка в руках ударника. Все происходит в бесконечном движении настоящего спектакля.

Двигается Ибрахим Феррер по сцене с кошачьей грацией, уверенно и в то же время расслабленно, как, впрочем, и все музыканты его оркестра. Очень трудно поверить, что этому человеку 67 лет.

Успех на старости лет

Накануне концерта, общаясь с прессой, Феррер признался, что сохраняет форму благодаря тому, что несколько лет назад бросил курить сигары и пить ром - "только чуть-чуть, по большим праздникам". Кроме репетиций, свое время вне гастролей певец тратит в Гаване, по его признанию, на игру с друзьями в домино.

Теперь-то он себе может это позволить в полной мере, поскольку невероятный успех, премия "Грэмми" и, соответственно, большие деньги свалились на него всего несколько лет назад, в 1998 году, после выхода на экраны всего мира фильма "Buena Vista Social Club". А накануне записи альбома с одноименным названием, Ибрахим чистил обувь на улице Плайя в Гаване и продавал лотерейные билеты.

Дело в том, что к приходу старости, музыка перестала кормить Феррера. Кому нужны старики на эстраде? Вообще, по признанию певца, его музыкальная карьера складывалось не очень удачно. Лучшие песни сочиненные им, отдавались продюсерами другим исполнителям группы, поскольку те считали, что голос Феррера звучит "как-то не так".

Mузыка группы пользовалась популярностью на Кубе, но имя самого Феррера никому не было известно. Он всегда оставался в тени своих более удачливых коллег-музыкантов. "Мне казалось, что на мне лежит порча", - говорит музыкант. Даже на съемки фильма "Buena Vista Social Club" он был приглашен в последнюю очередь и пел на записи, не успев отмыть руки от гуталина.

Талисман

Возможно, удачу ему принес древний резной африканский стек черного дерева с затейливой резьбой и богатой инкрустацией. С этим тотемом, который достался ему от матери, он не расстается никогда.

Рассказав историю семейной реликвии, Феррер и мне дал подержать в руках древний талисман. Пряча его обратно за пояс брюк, кубинец пообещал мне скорую удачу. Подозреваю, что возможность попасть на концерт Ибрахима Феррера в Театр эстрады на следующий день после общения с ним, и была той самой скорой удачей, поскольку из-за сумасшедшего столпотворения даже не все аккредитованные журналисты смогли попасть в зал.

Дмитрий Келешьян
Би-би-си, Москва
http://news.bbc.co.uk
14 апреля 2004