СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
       НАЧАЛО | БИОГРАФИЯ | ДИСКОГРАФИЯ | СТАТЬИ | ГАЛЕРЕЯ

Ник Кейв, наряду с INXS, AC/DC, Кайли Миноуг и многими другими не менее эксцентричными персонажами шоу-бизнеса, - еще один достойный сын Австралийского континента, чье периферийное географическое положение ни в коей мере не превратило его в дремучую культурную провинцию. (Надо бы и нам намотать на ус.) Значит, с местом рождения все понятно. Уточним, что младенец появился на свет в городе с длинным названием Warracknabeal 22 сентября 1957 года. О семье ничего особо примечательного не сообщается: отец - учитель, мать - библиотекарь, у них три сына и дочь, все они прихожане англиканской церкви (одно из объяснений, почему Библия играет такую важную роль в творчестве Ника Кейва).

Отсчет "большой" творческой биографии Кейва принято начинать с появления the Bad Seeds в 1984 году. Однако 27-летний певец и композитор к этому времени уже успел побывать лидером двух австралийско-европейских групп - The Boys Next Door и Birthday Party. Как это часто бывает, его "малая" музыкальная биография началась со школьной дружбы. Мик Харви (Mick Harvey), товарищ по средней школе, стал соавтором и соучастником первой группы Ника Кейва The Boys Next Door. Уже первые шаги Кейва на музыкальном поприще отмечены завидной плодовитостью, которая и по сей день остается его фирменным знаком. Свою первую 7-дюймовую пластинку "These Boots Are Made For Walking"/"Boy Hero" группа выпускает в марте 1978 года, тираж самый скромный - 1500 копий. Через год они уже дебютируют с лонг-плеем "Door Door", а за два года существования The Boys группа выпускают один EP и еще 5 синглов на виниловых носителях (не забывайте, что это конец 80-х).

Последний их релиз "The Birthday Party" (1980) перекидывает мостик к новой реинкарнации - на свет появляется одноименная группа. Новую жизнь решено начинать на новом месте: прощай, Австралия, здравствуй, Лондон. Четырехлетняя история Birthday Party отмечена не меньшей плодовитостью. Ник Кейв сотоварищи (Мик Харви, Роуленд Ховард (Rowland S. Howard), Трейси Пью (Tracy Pew) и Фил Каоверт (Phil Calvert) издали еще три альбома и два EP. Апологеты блюза, они были совершенно не ко двору на британской поп-сцене, но не прошли незамеченными в рок-среде. В 1983 году Birthday Party отправились в Берлин, где вскоре и распались. Кейв уезжает на какое-то время в Лос-Анджелес, где работает над текстом, который впоследствии перерастет в сценарий фильма "Ghosts ... Of The Civil Dead", главной киноработе музыканта.

А пока, вернувшись в Берлин, он собирает новую группу, которая спустя годы принесет ему всемирную славу. Ядро постпанков The Bad Seeds составили:

Мик Харви, барабанщик Birthday Party,
Барри Адамсон (Barry Adamson), бывший гитарист и пианист группы Magazine,
Бликса Баргельд (Blixa Bargeld), гитарист и харизматический лидер берлинской команды Einsturzende Neubauten.

Ник Кейв вместе с Bad Seeds пребывает в силовом поле тех же идей и проблем, которые волновали его всегда: религия, любовь, смерть, насилие. Эклектичный гибрид блюза, рока, госпела, постпанка, эксперименты с музыкальными формами на пересечении жанров - фирменная "упаковка" для его творческого самовыражения. Угрюмая лирика Кейва, мрачные музыкальные аранжировки, неподражаемый глубокий баритон вызывают в памяти Скотта Уолкера (Scott Walker), так же страстно одержимого тематикой смерти и любви, но эстетика постпанка дает их в новом ракурсе.

Первый альбом Ника Кейва и Bad Seeds "From Her to Eternity" вышел в 1984 году. Еще чувствуется родовая связь с творчеством Birthday Party, но в главном это уже нечто противоположное яростному диссонансу его предыдущей команды. Единственной по-настоящему роковой песней на альбоме был заглавный трек "Eternity", наделенный потрясающей энергетикой и художественной свободой. За этот трек Кейва стали называть Джеймсом Джойсом готик-рока. Наибольшего внимания слушателей и критиков удостоилась на альбоме кавер-версия "In the Ghetto" Элвиса Пресли.

Через год увидела свет вторая работа "The First Born Is Dead" (1985), в которой Кейв продолжает совершенствовать панк-блюз. Одержимый контрастами Америки, он снова использует в треке "Tupelo" миф об Элвисе Пресли (к нему отсылает и название альбома) и не оставляет живого места от баллады Боба Дилана "Wanted Man".

Достучаться до сердец и ушей английских меломанов и произвести настоящий фурор смог альбом кавер-версий "Kicking Against the Pricks" (1986). Уже первый сингл "The Singer" стал номером один в независимых чартах страны. Теперь Нику Кейву уже не отвертеться от репутации оригинального интерпретатора и блестящего мелодраматического вокалиста.

Следующая работа - альбом с оригинальным материалом "Your Funeral... My Trial" (1987), который отличается более европейским саундом. Слово "похороны" в названии неслучайно: фобиям и душевным страстям открыта зеленая улица. В сильнейшем треке альбома "The Carny" Ник Кейв создает макабрический, зловещий образ, и надо сказать, ему это отлично удается.

Лонг-плей "Tender Prey" (1988) - одна из лучших работ Ника Кейва как вокалиста. Все его музыканты предстают мультиинструменталистами. Кейв играет на рояле, губной гармонике, органе, виброфоне, тамбурине. Мик Харви орудует акустической и электрической гитарами, играет на басу, органе, ксилофоне, барабанах, перкуссии, занимается программингом. Так будет и во всех последующих записях. Музыканта в прессе называют Эдгаром По рок-музыки - за умение облекать в мелодичную форму своих демонов и преодолевать с помощью музыки внутренние страхи.

Эти годы и были, может быть, самыми безнадежными страницами в его судьбе. Героиновая зависимость даром не проходит. Найдя в себе силы преодолеть болезнь, Кейв делает паузу в студийной работе, меняя Европу на далекую Бразилию. И надо сказать, что в эти два постгероиновых года его продуктивность достигает пика. Ник Кейв дает выход своим литературным амбициям. Лирика всегда была его сильной стороной, его тексты пересыпаны литературными аллюзиями и мифической символикой. Первая публикация - одноактная пьеса "Forced Exposure" - имела место в 1986 году, а уже в 1988-м Кейв готовит сборник лирики, драматургии и прозы "King Ink", который издается в США и еще пяти странах Европы. Необычный по форме и еще более странный по содержанию роман "And the Ass Saw the Angel" (в русском переводе Ильи Кормильцева "И узре ослица ангела Божия") выходит через год, в 1989-м. Роман был переведен на 15 языков: почти на все европейские и на японский.

В это же время Кейв появляется в фильме режиссера Вима Вендерса (Wim Wenders) "Wings of Desire", который вышел на экраны в 1987 году. Всего на сегодняшний день он успел сыграть в 9 фильмах и написать 7 саундтреков. Слегка опережая события, скажем, что пиком его кинокарьеры стала роль заключенного в австралийском фильме 89-го года "Ghosts...of the Civil Dead", который снимался по его же сценарию.

90-й год он встречает альбомом с умиротворенным названием "The Good Son", самой расслабленной и спокойной его работой, которая была записана в Бразилии в октябре 1989 года. В Сан-Паулу во время тура Кейв знакомится с Вивиан Карнейро (Viviane Carneiro), которой предстоит сыграть значительную роль в его жизни, в том числе вдохновить на создание таких умиротворенных и неисправимо романтичных песен.

Альбом 1992 года "Henry's Dream", возможно, наиболее полно реализованный замысел музыканта. Кейв достигает поразительной гармонии между поэтической чувственностью и макабрической, практически не сдерживаемой ничем рок-н-ролльной эстетикой. Каждая песня - триллер в миниатюре. Релиз сопровождается мировым турне, которое в свою очередь сопровождается первым официальным live-альбомом "Live Seeds". Диск был издан в 1993-м - к 10-летию Bad Seeds.

Титул лидера альтернативного рока критики начали примерять к Кейву после издания "Let Love In" в 94-м году. Записанный в Лондоне и Мельбурне, альбом описывался в прессе как "мощная, но несколько шизофреническая попытка". Альбом существует как бы в двух измерениях, раздваиваясь между загадочными декадентскими рассказами а ля "Tender Prey" и величественными балладами в духе Leonard Cohen, которыми отмечен "The Good Son". Для промоушена альбома группу приглашают поучаствовать в туре фестиваля Lollapalooza.

В начале 1996 года выходит "Murder Ballads". Название не врет, здесь собраны только песни об убийстве, одна трагичнее другой. Может быть, в этом и надо искать ключ к поразительной популярности альбома, имевшего наибольший коммерческий успех.

Одна из самых удивительных и сильных композиций - дуэт с Кайли Миноуг "Where the Wild Roses Grow". Альбом на редкость богат приглашенными вокалистками: песня "Henry Lee" записывалась с PJ Harvey, "Death Is Not The End" исполняли PJ Harvey, Кайли Миноуг, Анита Лейн (Anita Lane) и Шейн Макговен (Shane MacGowan, вокалист ирландской фолк-панк группы The Pogues).

В том же 1996-м Ник Кейв мог, если бы захотел, получить звание "Лучшего артиста года", присужденное ему MTV Music Awards. Упирая на нежелание соревноваться с кем бы то ни было в сфере искусства, он отказался от награды.

Год спустя, в 1997, со свойственным ему гонором, не стремясь разрабатывать золотую жилу коммерческого успеха, Ник Кейв записывает и издает очень интроспективный, очень личный альбом "The Boatman's Call". Критики позволяют себе еще одно глубокомысленно сравнение, на этот раз его называют Стивеном Кингом рок-н-ролла. Кейв "снова издал альбом трогательных баллад о любви, в котором разминает свои натренированные романтические мышцы". И здесь он верен себе: посреди безоблачной мелодичной идиллии музыкант разражается мизантропической, беспросветной нотой.

1997-й год подарил поклонникам Джеймса Джойса, Эдгара По и Стивена Кинга в одном лице продолжение лирических изысканий. Кейв-литератор издал сборник "King Ink II", куда вошли тексты 1988 - 1997 годов.

В 99-м еще раз напомнил о себе роман "And the Ass Saw the Angel". Ник Кейв выпускает одноименный альбом, для которого начитывает отрывки из романа под музыкальное сопровождение, написанное частично им самим вместе с верным Миком Харви, а частично принадлежащее Эду Клейтону-Джонсу (Ed Clayton-Jones). В такой же стилистике - устные тексты под музыку - сделан диск "Secret Life of the Love Song" (1999).

Последний на сегодняшний день студийный релиз Nick Cave & the Bad Seeds "No More Shall We Part" вышел в 2001 году. Баллада под рояль - главная стилистическая примета альбома. Тексты уже не так откровенно привязаны к конкретным человеческим отношениям. В своей неподражаемой манере Кейв снова делится размышлениями о религиозном фанатизме ("God is in the House"), об играх с моралью ("As I Sat Sadly by Her Side"), не забывая о "фирменных" страшных историях.

Было бы абсолютно противоестественно закончить рассказ о Нике Кейве чем-нибудь иным, кроме новостей о его будущем альбоме. Энерджайзер шоу-бизнеса, он не останавливается никогда. Очередное студийное детище Ника Кейва под названием "Nocturama" увидит свет в феврале 2003 года. Десять совершенно новых песен, записанных Bad Seeds в полном составе: Mick Harvey, Blixa Bargeld, Thomas Wydler, Martyn Casey, Conway Savage, Jim Sclavunos и Warren Ellis.

Виктория Горпинко
январь 2003
http://music.com.ua

       НАЧАЛО | БИОГРАФИЯ | ДИСКОГРАФИЯ | СТАТЬИ | ГАЛЕРЕЯ