СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Джон Зорн. Еврейский изобретатель

John Zorn Джон 3орн — человек в некотором роде уникальный: будучи еще одним "ручным" интеллектуалом для отечественной богемы, вместе с персонажами вроде Гринуэя он является в самом деле в высшей степени оригинальным и крайне сложным для понимания музыкантом. Автор теории о том, что "автономный композиторский разум" исчерпал себя ко второй половине XX века, он предпочитает работать в коллективе, таким образом иллюстрируя нарождение "разума коллективного". При невозможности его как-то классифицировать его обычно числят no ведомству джаза, но его работы часто весьма от джаза далеки. Так, правоверный еврей и ocнователь лейбла Tzadik, на котором он записывает еврейских музыкантов, коих в Нью-Йорке и вообще в Америке — тьма-тьмущая, 3орн может сочинять песни к документальным фильмам о, скажем, ортодоксальных еврейских сектах, и тогда это будет чистой воды еврейская музыка, печальная и консонансная, безо всякой примеси авангарда. В то же время он является изобретателем, условно говоря, коллективных музыкальных медитаций, смысл которых в том, что на нотных листах записываются самые разные музыкальные темы, no большей части неоконченные и в различных жанрах, перемешиваются и раздаются музыкантам в произвольном порядке, a музыканты, соответственно, должны как-то в процессе совместной игры представить коллаж из этих тем вперемешку с собственными разговорами и шумом машин за окном: все это записывается и издается отдельной пластинкой, и тут только очень подготовленный слушатель не побежит обратно в магазин бить продавца, который ему эту пластинку втер. Воспитанный на академической музыке прошлого века, 3орн вообще предпочитает не рассуждать о тональностях, звукорядах и прочей, no его мнению, чуши: для него удовольствием является, например, записать композицию, состоящую из звуков, которые возникают и пропадают, когда кнопка радио то включается, то выключается. При всем сказанном 3орн является великолепным исполнителем, и когда он все-таки берется за саксофон, делается ясно, что равных ему мало, но понятно, что это мероприятие (то есть игра на саксофоне) для него не более чем эпизод карьеры, a уж никак не сама карьера. Поклонник поп-культуры, он записал несколько трибьютов своим любимым композиторам, в числе коих, между прочим, есть и Эннио Морриконе, — но любителям Ле Профессионаля не рекомендуется пытаться послушать то, что 3орн сотворил со своим кумиром, — он его разобрал на куски и сложил так, что на ум приходит поговорка no поводу того, что, мол, изуродовал, как Бог черепаху. Тут надо было бы написать Б-г, как пишет сам 3орн, ибо ему как еврею запрещено произносить полностью имя Бога, но тогда это может вызывать нежелательные ассоциации у поклонниц того самого, который, ecли верить "МК-Бульвару", всегда прав.

Будучи человеком, полным идей, 3орн за двадцать с небольшим лет своей звукозаписывающей карьеры наваял порядка сорока пластинок, не считая всех его бесчисленных коллабораций с друзьями вроде Билла Ласвелла: как уже было сказано, евреев в Нью-Йорке несть числа, и все они колоритны донельзя, хоть на Вуди Аллена посмотрите. Несмотря на все вышеперечисленные похвалы, поклонникам авангарда в духе ансамбля "Apсенал" рекомендуется делать ноги сразу, когда им предлагают послушать 3орна. Впрочем, пусть их утешает тот факт, что девять из десяти предлагаюших сами ничего в его музыке, или, точнее, в его сочинениях не понимают, но вынужденно натренировали себя балдеть подо все, что не похоже на "Битлз". Пусть это даже будет рев самолетной турбины. Ибо быть богемой — тяжелый и неблагодарный труд.

Артем Рондолев,
«МК- Бульвар»,
№ 39, 2002

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ