СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

U2 и атомная бомба

U2 В начале 80-х U2 считались самой чистой и искренней рок-группой в мире. В начале 90-х они шокировали публику стилистическим шараханиями в пародийный попс и китчевую электронику. Тогда же проявилась склонность U2 к масштабным и дорогим шоу на грани дурного вкуса. Эти выступления как-то уж очень резко контрастировали с общественными и политическими воззрениями членов группы, и особенно — с гуманитарной деятельностью Боно, который даже был выдвинут на Нобелевскую премию мира 2003 года. В канун выхода нового альбома с пафосным названием „Как обезвредить атомную бомбу" („How To Dismantle An Atomic Bomb"), тычков и критики в адрес „главной рок-группы планеты" (применительно к U2 эта фраза пишется ныне только в кавычках) было больше, чем когда-либо. Возможно, Боно сотоварищи уже не способны сказать новое и веское слово в современной культуре. Но то, что от них по-прежнему ждут какого-то откровения, подчеркивает их статус не простой рок-банды, а больших и влиятельных творцов, не правда ли? И вот еще: почему-то никто не озаботился тем, чтобы выслушать самих участников группы — между прочим, отнюдь не замкнутых и довольно разговорчивых людей. Мы подготовили для вас отрывки из разных интервью с музыкантами U2. Перед вами самые яркие, искренние и противоречивые фразы Боно, Эджа и Ларри Маллена — о них самих, о популярности и месте искусства в пошатнувшемся мире, о политике и политиках.

Выводы делайте сами.

О новом альбоме

Боно: Альбом „How To Dismantle An Atomic Bomb" стоит считать политическим. И вы постоянно будете получать от нас нечто подобное. Но в то же время это личный альбом, возможно, даже самый личный. Там есть также и веселые номера — в эту категорию, наверное, попадает „Vertigo". Это песня, которая просто „пахнет" U2, можно сказать, что это своего рода новая „Pride" или „Elevation".

Что касается великих задач — их у нас нет. Мы просто делаем классный рок-альбом. Тут ведь как: две провальных пластинки подряд — и ты уволен. Но, кажется, нас эта опасность миновала. У нас просто нет времени, чтобы выпускать неудачные вещи. Настанет момент, и вы поймете это, посмотрев какой-нибудь „Best Of 2000-2010". „Walk On" и „Elevation" займут там достойное место. Разве нет?

О политике

Я бы сравнил Тони Блэра и главу казначейства Гордона Брауна с Джоном Ленноном и Полом Маккартни. Разница лишь в том, что Джон и Пол изменили свой внутренний мир, а Тони и Гордон пытаются изменить мир реальный.

Война против терроризма тесно связана с войной против бедности. Госсекретарь США Колин Пауэлл сказал, что самое большое оружие массового уничтожения — вирус СПИДа, а когда военный говорит что-нибудь подобное, то на это, знаете ли, стоит обратить внимание.

О популярности и влиянии

Было бы неверно говорить, что наши песни могут изменить мир. Я не глуп. Я осознаю беспомощность рок-н-ролла. Но мне знакома и его сила.

Мне нравится, что меня любят и уважают, но это не должно заходить слишком далеко. Например, когда люди фанатеют только оттого, что я просто умею петь, не фальшивя, и сочинять песни... Такие поклонники явно ошиблись в выборе кумира.

Мне становится по-настоящему страшно, когда я слушаю последние альбомы Coldplay и Franz Ferdinand. (О нашествии влиятельных рок-новичков)

Эдж: Вряд ли я вообще когда-нибудь думал о популярности. Сейчас в некотором смысле опасное время для группы. Мы стали торговой маркой, такой же, как „Гиннесс" или „Бейлис". Кроме того, все наши поступки сразу становятся известны очень многим людям. До сих пор мы не можем привыкнуть, что на нас обращают столько внимания средства массовой информации. Хотя, в общем, мы сами создали миф под названием U2 и теперь за это расплачиваемся.

О самомнении

Меня зовут Боно, я — рок-звезда. Это — не хвастовство, а признание вины. Я певец, сочинитель, отец, друг собак, враг сахарина и верующий, который верит в то, что милость Божья сильнее кармы. Я видел успех, он был моим наркотиком, я видел как великие умы и таланты, проникаясь собственной важностью, высыхают на корню. Я — один из этих людей.

И сказал Господь: „Сбей с себя спесь, Боно!"

Эдж — очень умный парень, у него невероятно высокий IQ,, он великолепно разбирается в проблемах мирового масштаба, но подчас путается в простых вещах, может забыть аккорды песен, забыть, где он находится, и так далее.

U2 сегодня

В основном ничего не изменилось: страсть, любовь и творчество. Ван Гог или Шекспир, несомненно, чувствовали то же самое, когда творили... Сейчас у нас у всех есть семьи, о которых мы должны заботиться, поэтому мы не можем записывать по три альбома за пять лет. Кроме того, наш статус не позволяет выступать, допустим, на деревянных сценах с бумажными декорациями. Время между каждым новым альбомом и туром определяется тем, насколько все успешно прошло в предыдущий раз. Музыканты и люди, работающие на группу, знают желания фанов. U2 всегда пытается сделать что-то приятное поклонникам.

По альбому каждые четыре года? Это сумасшедший ритм!

О Зале Славы Рок-н-ролла, и что делать, если тупа попал ?

Поначалу это расслабляет и умиротворяет. Судите сами — оказаться рядом с The Beatles, Элвисом, Марвином Гэем, Чаком Берри! Хотя для нас это немного преждевременно, поскольку мы начали очень молодыми. Я не думаю, что внесение группы в этот список означает, что пора на покой. Вот, Rolling Stones оказались там двадцать лет назад, и для них это стало творческим импульсом. То же самое можно было сказать и о Ниле Янге десять лет назад.

О профориентации, лидерстве и профессионализме

Когда мне было десять лет, я уже хорошо играл в шахматы и обыгрывал брата, который на восемь лет старше меня. Я даже участвовал в международных соревнованиях и мечтал стать гроссмейстером. Но стать гроссмейстером на нашей улице было не круто, этим нельзя было прославиться среди девушек. Вот на электрогитаре играть — это считалось очень крутым. Поэтому в 15 лет я решил изменить свою судьбу.

Я ужасно хочу играть на гитаре, но играю на ней ужасно!

Мы всегда все обсуждаем вместе, а потом делаем, как я скажу.

Ларри Маллен: Боно хотел сначала стать гитаристом, но совершенно не умел играть и поэтому стал петь. И в нем сразу же обнаружилась харизма. Когда мы создавали группу, я был „шефом". Но только первые пять минут. Когда пришел Боно, главным сразу стал он.

Об искусстве

Людям теперь нужно что-то более искреннее. Злость в искусстве — это очень просто и поверхностно. Любой художник легко может представить все в черном цвете. Создать что-нибудь радостное гораздо труднее, потому что для этого приходится иметь дело с чем-то более глубоким и эмоциональным.

Ритм — это секс в музыке.

Надо сделать что-то жесткое и при этом не переусердствовать в мрачности. В идее „Бэтмена" мне нравится то, что все сводится к борьбе добра со злом, и что каждый может оказаться сначала на одной, потом на другой стороне". (О музыке, которую Эдж пишет для мулътика «The Batman")

Текст Никита Филимонов, Александр Беляев

НЕЗАБЫВАЕМОЕ

На поверку выяснилось, что выбрать из всей дискографии U2 три, пять или даже семь каких-нибудь альбомов, забыв про остальные, невозможно. Более того: все они достойны того, чтобы еще раз их по возможности переслушать.

Boy – 1980

Дебют U2 в иных источниках считается чуть ли не лучшей пластинкой во всей групповой дискографии. Что ж, это не должно казаться удивительным, если вспомнить, что альбом сей — одногодка крупнейшего пост-панкового релиза всех времен, „Closer" Joy Division. U2 на „Boy" тоже проповедуют чистой воды пост-панк, будучи не в состоянии пока самоопределиться и пребывая где-то посередине между наивным нью-вейвом и не менее наивным стадионным роком.

Зачем переслушивать: Самая простая причина, которая только может быть: чтобы услышать, с какой, в сущности, ерунды начиналась величайшая рок-группа на планете.

Незабываемый трек: Twilight"

October – 1981

Всего через год после горячего во всех смыслах дебюта U2 выпустили альбом, переполненный вдруг зябкой меланхолией. Апогеем стала заглавная вещь: Эдж две минуты грустно перебирает клавиши пианино, как осенний ветер — листья за окном, и под конец его соло Боно пропевает единственный куплет без припева. Все это вместе, тем не менее, производит впечатление, подобное тому, которое возникает от прослушивания большой оркестровой симфонии. Лейтмотив диска — неумолимое увядание всего и вся.

Зачем переслушивать: Чтобы наглядно убедиться в том, что у U2, как и у многих других романтиков северных земель, любимое время года — осень. (А еще именно осенью группа любит выпускать свои альбомы, тем более знаковые: так было, например, с „Boy", „Achtung Baby", „All That You Can't Leave Behind", так вышло и с новым „How To Dismantle An Atomic Bomb".)

Незабываемый трек: October"

War – 1983

По единодушному мнению поклонников и критиков, „War" —достойный финал трилогии, которую вопреки воле самих создателей составили три первых альбома группы. Это уже потом, после выхода следующего студийного лонгплея U2, стало ясно, что в истории команды открылась другая, совершенно новая страница. A „War" в момент выхода в свет казался долгожданным диском, на котором группа наконец-то нашла золотую формулу своего звучания и теперь-то уж долго от нее не откажется. Прочь, клавишные и меланхолия — да здравствуют едкая агрессивность гитар и тексты, построенные на провокации. Именное „War" U2 впервые вкусили большого коммерческого успеха: их отчаянно-протестная музыка была тут же взята в оборот свеженародившимся MTV.

Зачем переслушивать: Чтобы вспомнить, как зачиналась революция.

Незабываемый трек: Like A Song"

Under A Blood Bed Sky – 1983

Фактически та же „War", только в концертном варианте. Альбом получился коротким — всего 8 песен. 2 из них („Party Girl" и „11 O'Clock Tick Tock") ранее не выходили на студийных дисках. Видеозапись этого же концерта неоднократно ставилась в эфир телеканалами Европы и Америки (не только MTV), что существенно способствовало развитию представления публики о U2 как об одной из лучших „живых" групп своего времени.

Зачем переслушивать: Чтобы прочувствовать настоящий „живой" колорит музыки U2 и засвидетельствовать, что почти весь материал и без того убойного альбома „War" зазвучал в live-варианте еще лучше.

Незабываемый трек: New Year's Day"

The Unforgettable Fire – 1984

В настроенческом плане U2, можно сказать, остались верны прежней линии: после „взрывного" альбома обязательно должен идти „спокойный" (так было с „Boy" и „October"). И поэтому вслед за резкой „War" напрашивалась пластинка из серии более мягких — такая, как „The Unforgettable Fire". Только одно но: U2 обзавелись продюсерами Брайаном Ино и Даниэлем Лануа, которые фактически сконструировали саунд группы заново, по-своему. И он вдруг оказался совсем не таким, как прежде: в деталях — объемным и мультиуровневым (вместо революционного straight-ahead-rock начала 80-х), а в целом — чуть ли не эмбиентом.

Зачем переслушивать: Это первая поп-пластинка в каталоге U2. Термин „поп", впрочем, вовсе не умаляет ее художественных достоинств.

Незабываемый трек: The Unforgettable Fire"

The Joshua Tree – 1987

Опять же, есть источники, называющие уже „The Joshua Tree" лучшим альбомом U2. В самом деле, этот диск — образцовая мейнстримовая работа, тем более по меркам второй половины 80-х, когда над обычным рок-мейнстримом начал довлеть стремительно набирающий массовую популярность ..металл". U2 сохранили и приумножили идеи предыдущего номерника, написав 11 новых превосходных поп-песен. А их оундаментальный прорыв к мегауспеху в Америке именно с „Joshua Tree" основан на том, что, сочиняя, музыканты многое почерпнули в американском фольклоре.

Зачем переслушивать: Пластинка официально считается одним из самых зажных альбомов 80-х. И возможно лаже, что при определенной логике расчета в Топ-10 этих „самых важных" за нею в итоге окажется 1-е место.

Незабываемый трек: „With Or Without You"

Rattle And Hum – 1988

На сей раз про концертный диск U2, следующий за бестселлером (как в случае с „Under A Blood Red Sky" и его предшественником „War"), никак нельзя сказать, что он просто эксплуатирует старые идеи, лишь преподнося „живьем" то, что раньше снискало успех в студийном варианте. „Rattle And Hum" вобрал в себя 17 вещей, среди которых есть несколько каверов (например, The Beatles и Боба Дилана) и абсолютно новые собственные песни группы. Пластинка вышла еще более „американской", чем „Joshua Tree" — тут есть и блюзы, и госпел, и посвящение Билли Холидэй, и дуэт с Би Би Кингом. Оригинальный релиз на двойном виниле сопровождался выходом видеофильма и книги с тем же названием.

Зачем переслушивать: Чтобы знать, как революция кончилась. И начался шоу-бизнес.

Незабываемый трек: Desire"

Achtung Baby – 1991

Мнения о том, какой из дисков U2 — лучший среди всех, исчерпываются с упоминанием этого альбома. После него претендентов на звание „лучшего" в дискографии коллектива точно нет. Что, по нашей теории, в первую очередь и свидетельствует в пользу первенства именно „Achtung Baby" (в споре с „The Joshua Tree" и „War"): упадок всегда начинается после достижения пика формы. Группа отринула прочь былое влияние „американы" на свое творчество, занявшись снова музыкой чисто европейской — этаким гитарным кибер-психодел-инди-поп-роком. Один хороший знакомый автора этих строк, слушая „Achtung Baby", изрек про него сакраментальное: „многообразие в единообразии". Для сравнения: Queen с диском „Innuendo" того же 1991 года были у него, наоборот, „единообразием в многообразии".

Зачем переслушивать: Чтобы четко понимать, в какой именно момент Боно и компания начали свое великое превращение — из пост-панков в постмодернисты.

Незабываемый трек: Love Is Blindness"

Zooropa – 1993

Всем хороша пластинка, да вот только никак не забыть, что первоначально вместо нее планировался ЕР (и не зря). U2 были в середине большого концертного турне „Zoo TV", запас коммерчески привлекательных синглов с „Achtung Baby" иссяк — а для успешной продажи билетов нужны были новые шлягеры. Группа села в студию писать эти шлягеры (в частности, „Stay (Faraway, So Close!)" и „Numb") и увлеклась. Из десяти треков, составивших новый полнометражный диск „Zooropa", пожалуй, только половина заслуживает внимания. Причем это ровнехонько первая половина CD — от первого трека до пятого.

Зачем переслушивать: U2 все еще находятся в начальной стадии внедрения в жизнь своих экспериментов с клубным звучанием — их опыты пока еще более-менее человечны, а потому небезынтересны.

Незабываемый трек: Numb"

Pop – 1997

Для любой другой группы такой альбом, как „Pop", был бы абсолютно непростительным: это один из тех многочисленных „очень модных альбомов", которые сегодня — модные, а завтра быстро всеми забываются. Вместе с именами их создателей. У U2 же, наоборот, такие альбомы — большая редкость. Если это вообще не единственный подобный случай. И все-то вроде музыканты сделали правильно, и лоснящееся их „гитарное техно" звучит так, как и подобает, если авторы вдруг подпали под очарование клубной музыки а ля Prodigy и Chemical Brothers. Просто за этими песнями бывших стадионных рокеров не чувствуется души. Они выезжают на голом классе.

Зачем переслушивать: А вот это и вправду, кажется, переслушивать незачем.

Незабываемый трек: Discotheque"

All That You Can't Leave Behind – 2000

Самый последний до настоящего момента альбом в дискографии U2 — как ни странно, одновременно и самый простой, как вы ни оценивайте творчество группы на том или ином этапе ее карьеры. Он очень точный, мастерский, прочувствованный, пронизанный удовольствием, которое испытывали сами музыканты во время его сочинения. Как результат — слушатели, особенно те, кому не по душе была вся эта нелепая ютушная „дискотека" предшествовавших лет, во время прослушивания „All That You Can't Leave Behind" в большинстве своем не остались без удовольствия тоже. Однако же, уж слишком U2 стали теперь мудрыми и взрослыми. Поставить этот их альбом в один ряд с тихими и комфортными пластинками Эрика Клэптона и Марка Нопфлера — да легко.

Зачем переслушивать: Чтобы констатировать: все однажды уходят на покой — так уж оно устроено. И наши герои-революционеры, мальчики с вечным октябрем в сердцах, не являются из этого правила жизни исключением. К сожалению.

Незабываемый трек: Beautiful Day"

Константин Савоськин,
Play
№ 19, 2004

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ