СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Марк Рибо – значимая фигура для томных барышень

Marc Ribot Марк Рибо, было время, в нашей стране сделался фигурой, знание которой для томных барышень было обязательным и выдавало в них принадлежность к чему-то непременно высокому: одна из наших обаятельных поп-певиц в нос говорила в своем интервью, что дома она "ваа-ще-то" слушает музыку не для всех, например, "Марка Рибоо-у". По счастью, сие время быстро прошло, хотя след остался: сейчас фамилией этого человека мало кого удивишь. Знал бы странный человек, все время старавшийся избежать штампов как в своей музыке, так и в своей биографии, о таком казусе — он бы, вероятно, весьма повеселился.

Марк Рибо родился в штате Нью-Джерси, который ньюйоркцы называют презрительным выражением "over there" — "вон там", то есть через Гудзон, там, где живет буржуазия средней руки и клерки всех мастей. Подростком он взялся за электрогитару, как водилось в 60-е годы среди всех подростков, и играл в доморощенных гаражных группах, ныне благополучно забытых. Этим, однако, его интерес к гитаре не ограничивался: он не собирался покорять ею девочек, он собирался использовать ее как инструмент и потому брал уроки классической игры у гаитянского мэтра Франца Кассеуса, привившего ему любовь к регионам, ныне собирательно именуемым заезженным словом latino. В возрасте двадцати четырех лет Рибо отважился пересечь Гудзон и осел в городе, который традиционно называют "плавильным котлом американского авангарда". Нью-Йорк одарил его знакомствами с великими джазовыми и соул-персоналиями, такими как Джек Макдафф и Уилсон Пикетт (это именно по нему страдали герои паркеровской "Группы "Коммитментс"). Рибо играл с ними, попутно познакомился с феерической фигурой, одним из лидеров нью-йоркского движения no-wave, давшего миру Тома Уэйтса и Элвиса Костелло, — Джоном Лурье, основателем авангардно-джазового насмешнического коллектива The Lounge Lizards, которому Рибо тоже предоставил свои услуги гитариста. Обладая уникальной техникой, точной и агрессивной одновременно, и не будучи против самого дикого смешения стилей, в начале 80-х Рибо оказался одной из самых востребованных фигур нью-йоркской инди-сцены: он играл у Тома Уэйтса на "Rain Dogs", "Frank's Wild Years" и его видеопрограмме "Big Time" — это именно он изображает одного из банды оборванцев, аккомпанирующих хриплой шпане с фонариком. Он гастролировал с Марианной Фэйтфул после того, как та вернулась к жизни, он играл у Элвиса Костелло на "Spike", "Mighty Like A Rose" и "Kojak Variety", а также писался с людьми, играющими самую разную в стилистическом и жанровом отношении музыку, — Арто Линдсеем, Ти-Боун Бернеттом, Энтони Коулменом, участвовал в записях такой колоритной джазовой фигуры, как авангардист Герман Сонни Блаунт, прозванный Сан Ра, и, конечно, сотрудничал с Джоном Зорном, без которого в Нью-Йорке на авангардной и андерграундной сценах вот уже который десяток лет не происходит ничего.

Среди бесчисленного множества проектов Рибо стоит также упомянуть Marc Ribot у Los Cubanos Postizos — коллектив, с которым Рибо играл музыку карибских корней, сотрудничество с Алленом Гинзбергом, его музыкальные номера к современным танцевальным программам, а также его сольные работы, особенно пластинку "Saints", на которой известные хиты гитарист играл в предельно скупой манере, совершенно неузнаваемо преображая их паузами между своими вкрадчивыми пассажами. Из последних его работ стоит вспомнить дуэт с молодым вибрафонистом Биллом Уэйром "Sir Duke", посвященный Дюку Эллингтону, где в уникальном составе — вибрафон плюс электрогитара — отыгрывались далеко не самые простые в техническом смысле пьесы великого музыканта. Словом, копыто Рибо, покопавшись, можно найти почти в любой североамериканской музыкальной продукции маргинального толка — человек он подвижный и не стесненный никакими рамками условностей. В этом смысле соперничать с ним может разве что Билл Ласвелл — тоже нью-йоркский обитатель, с которым, есть ощущение, Рибо сталкивается на улице каждый день, ибо каждый день оба они ходят от студии к студии, высматривая, где бы им еще приложить свои феноменальные руки.

Артем Рондарев,
«МК-Бульвар»,
№ 2, 2003

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ