СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Боб Марли. Окна раста

Bob Marley В этом году великому музыканту и пропагандисту растафарианства Бобу Марли исполнилось бы 60 лет.

Роберт Неста Марли родился в небольшой ямайской деревушке Наин Майлз. Его отец, капитан Норвал Марли, суперинтендант британского правительства, колонизировавшего Ямайку еще В l660 году, был белым, а мать, Седелла, - негритянкой из племени кроманти, в эпо ху рабовладения Славившегося Самыми Кровавыми восстаниями. Капитан Марли соблазнил семнадцатилетнюю Селеллу, пообещав жениться на ней. Когда та забеременела, Норвал сдержал слово, но бросил девушку на следующий же день после 'бракосочетания, опасаясь лишиться наследства в Британии. Их ребенок появился на свет в начале 1945 года. Точная дата рождения Боба Марли неизвестна — в его паспорте стоит 6 апреля, но мать музыканта утверждает, что он появился на свет двумя месяцами раньше. В пятидесятые годы Седелла переехала в Кингстон — единственное место на Ямайке, где можно было хоть как-то строить планы на будущее. Они с сыном поселились в изрядно перенаселенном муниципальном доме. Большинство строений в этом районе города, Тренч Тауне, представляло собой крошечные лачуги из гофрированного железа и картона. Марли начал быстро осваиваться в коммуне. Его видели в компании с членами местных уличных банд, которые называли себя Rude Boys (англ. — грубые мальчики). Ему дали прозвище — Tuff Gong. В конце сороковых молодежь Ямайки «заболела» американской городской музыкой, в особенности ритмичным нью-орлеанским блюзом. К началу шестидесятых в Кингстоне играли свою собственную разновидность ритм-н-блюза: энергичную музыку, ритмически являвшуюся инверсией американского рок-н-ролла, которую назвали ска.

В 1963 году Марли при помощи одного из ведущих продюсеров Кингстона, Лесли Конга, записал песню под названием «Judge Not». В том же году Боб вместе со своим приятелем Невиллом «Банни» Ливингстоном и высоким тощим гитаристом Питером Макинтошем, позже сократившим свое имя до Питера Тоша, образовали группу The Wailing Wailers. Вскоре у музыкантов было готово несколько песен, в том числе «Simmer Down», которая вскоре была записана с участием музыкантов из группы The Skatalites. В одном помещении с The Waiters репетировало женское вокальное трио The Soulettes, в котором пела студентка медицинского колледжа Рита Андерсон, мечтавшая стать ямайской Дайаной Росс. У Марли и Андерсон начался роман. Они поженились в 1966 году. Через несколько дней после свадьбы Марли, поддавшись на уговоры переселившейся за несколько лет до этого в Америку матери, приехал к ней, пытаясь обосноваться на новом месте. Пока Марли был в Америке, Ямайку с государственным визитом посетил Хайле Селассе, император Эфиопии, называвший себя Рас Тафари.

В аэропорту Кингстона Рас Тафари встречала стотысячная толпа. Рита Марли видела Хайле, когда его кортеж ехал по улицам города. Она говорила, что заметила на ладонях Селассе стигматы, подтверждающие его божественную сущность. Рита начала придерживаться убеждений раста, следовать их образу жизни. По возвращении из США Боб Марли был шокирован такими внезапными переменами в ее поведении. По некоторым данным, музыкант вскоре и сам принял эту религию — в 1967 или в 1968 году, однако в «Catch a Fire» - довольно подробной биографии Марли, написанной Тимоти Уолшем, говорится, что Боб Марли стал приверженцем растафарианства только в начале 1970-х.

В конце шестидесятых музыка Ямайки переживала серьезные перемены. Появился новый стиль, rock steady, который отличался менее энергичной, пульсирующей ритмикой. К 1968 году ска и рок-стэди слились воедино, и этот сплав получил название «регги». Взгляды раста оказывали влияние на все формы искусства Ямайки так же, как идеалы хиппи воздействовали на американскую массовую культуру. Марли с восторгом принял новую музыкальную форму. Сделав несколько записей, на этот раз вместе с легендарным продюсером Ли «Скрэтчем» Перри, The Waiters познакомились с Крисом Блэквеллом, англичанином, родившимся на Ямайке, главой звукозаписывающей фирмы Island Records. С этим лейблом сотрудничали такие группы, как Traffic, Fairport Convention, а также Кэт Стивене и Ник Дрейк. Большой любитель регги, Блэквелл заинтересовался The Waiters, несмотря на то, что у музыкантов была дурная репутация. Сам Перри отзывался о Марли со товарищи как об «ужасно вонючих и грубых парнях». Но все-таки Крис дал группе возможность сделать первый альбом таким, каким сами музыканты его видели. В результате получился диск «Catch A Fire», благодаря которому Марли сразу же прославился. Правда, пластинка продавалась не очень хорошо, хотя для привлечения внимания публики в ее звучание Блэ квелл привнес элементы рок-н-ролла, дописав соло-гитары и клавишные. Тем не менее композиции Марли казались немного странными как любителям рока, так и поклонникам «черной» музыки. Лишь после появления в 1975 году версии песни «I Shot The Sheriff», сделанной Эриком Клэптоном, Боба Марли признали во всем мире. Альбом 1973 года «Burnin'» был последним диском, записанным The Wailers в оригинальном составе.

Записи Марли, сделанные до середины 1970-х, были переполнены призывами к социальным трансформациям. Политическая направленность песен Марли обернулась проблемами для него самого. Жизнь на Ямайке становилась все тяжелее и тяжелее. Со времени обретения страной независимости в 1962 году чернокожее население так и не получило политических прав и свобод. Двумя основными политическими организациями — народной партией (The People's National Party) и ямайской партией труда (The Jamaican Labor Party) руководили белые. К 1976 году Марли воспринимался обеими сторонами как сила, с которой необходимо считаться. Музыкант имел дружеские отношения с руководителями народной партии, но старался не афишировать свои политические пристрастия публично. По слухам, Боб Марли несколько раз получал угрозы в свой адрес. Вечером в пятницу 3 декабря 1976 года охранник, постоянно находившийся возле его дома, внезапно исчез. В это время Марли репетировал со своей группой. Около половины девятого вечера к его жилищу подъехали две машины, из которых вышли люди с винтовками. Окружив по периметру территорию вокруг дома, они открыли огонь. Было сделано 83 выстрела. Рита Марли была легко ранена в голову — пуля застряла в коже, между скальпом и черепом. Для самого Марли все закончилось ранением в руку.

Два дня спустя Марли дал концерт в целях поддержания мира на Ямайке. В конце своего выступления он задрал рубашку, показав залу следы от пуль. Вскоре Боб покинул остров. Покушавшихся на жизнь музыканта так и не нашли. Ходили слухи, что к этому могли приложить руку члены партии труда, а некоторые журналисты выдвинули интересные предположения о возможном участии ЦРУ в попытке убийства. По мнению самого Марли, в ту ночь его спас Хайле Селассе, заслонив от пуль.

В последние годы жизни Марли музицировал почти все свое время, иногда до самого рассвета не ложась спать. «Сон — это спасение для дураков», — говорил он. В 1975 году, играя в футбол, Боб серьезно повредил большой палец правой ноги. Врачи рекомендовали ему не напрягать травмированную конечность, но Марли по-прежнему был крайне активен на сцене и постоянно играл в футбол. В мае 1977 года, во время парижского концерта он еще раз получил такую же травму. На этот раз музыкант лишился ногтя, а огромная рана очень долго не заживала. Врач предложил ампутировать палец. Марли ответил: «Люди раста не признают ампутаций». Он ограничился операцией по пересадки кожи. По словам Риты Марли, отказ ее мужа от более серьезного лечения был связан не с религиозными взглядами, а с опасениями, что он не сможет давать концерты. «Как я буду выходить на сцену? — говорил он ей. — Люди не захотят смотреть на калеку».

Последние студийные альбомы Марли — «Exodus» (1977), «Kaya» (1978), «Survival» (1979), «Uprising» (1980) и посмертный альбом «Confrontation» (1983) значительно отличались от его ранних работ. Теперь в его песнях больше говорилось о маленьких удовольствиях жизни и о любви. Эти пластинки имели гораздо больший коммерческий успех, чем ранние диски, но подверглись серьезной критике. В 1980 году Марли начал новое большое турне. Музыкант хотел добиться признания среди американских чернокожих любителей музыки. В воскресенье го сентября, выступая на сцене Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке, он чуть не потерял сознание прямо на сцене. На следующий день, проснувшись, он не мог ничего вспомнить. Вскоре, во время пробежки по Центральному парку вместе со своим другом, Боб внезапно упал, не в силах совладать с собственным телом. Визит к врачу подтвердил самые страшные опасения: провалы в памяти были вызваны опухолью головного мозга. Осмотр и анализы показали, что рак распространился на легкие, печень и мозг и уже не поддавался лечению. По мнению медиков, Марли оставалось жить не больше десяти недель. На просьбу жены музыканта прекратить гастроли, ей сказали, что поскольку Марли все равно умрет, пусть он просто продолжит турне, пока силы не оставят его. Боб вышел на сцену в последний раз в Питтсбурге. На этом выступлении турне пришлось прекратить. Музыкант был пациентом нескольких онкологических клиник в Нью-Йорке, Майами и Мехико. Затем он отправился в Баварию, к доктору Джозефу Исселсу практикующему нетрадиционные методы лечения рака. Благодаря его терапии Марли прожил еще восемь месяцев, намного дольше, чем прогнозировали другие врачи. Рита Марли все это время была рядом с мужем, хотя их семейная жизнь не всегда складывалась благополучно. Марли часто встречался с другими женщинами, у него было семь внебрачных детей. При этом сам Боб был ужасно ревнив.

Боб Марли умер 11 мая 1981 года в Майами в возрасте 36 лет. Его тело было отправлено на Ямайку, где власти организовали пышные официальные похороны. 20 мая было объявлено днем национального траура. 12 000 человек пришли проститься с музыкантом на стадион National Arena в Кингстоне.

«У ПАРНЕЙ БЫЛА ХАРИЗМА»

Вспоминает Крис Блэквелл, глава фирмы звукозаписи Island Records, выпускавшей альбомы Марли

Как вы встретили Марли?

Кто-то позвонил мне и сказал: «Не хочешь встретиться с Бобом Марли и его группой The Waiters? Они как раз сейчас в Лондоне». Я никогда не видел ни Боба, ни Питера Тоша, ни Банни Ливингстона. Когда они вошли в мой офис, я подумал: «Вот это реальные чуваки!» У парней была харизма, они буквально излучали энергию. Я верю в людей. Я не просил у The Waiters демо-записей. Я не был на их концертах. Я тогда спросил Боба: «Вы хорошо выглядите на сцене?» Он ответил: «Мы просто лучшие!» Меня предупреждали, что «с этими парнями нельзя иметь дело». Конечно, у нас были проблемы, потому что The Waiters не хотели вести дела так, как это делалось на Ямайке. Их не устраивали двадцатидолларовые гонорары. Я узнал, сколько им было нужно, чтобы записать альбом, и выписал чек на 4000 фунтов. Мне говорили: «Парень, ты больше никогда не увидишь своих денег».

Но вместо этого The Waiters записали «Catch A Fire»?

Да. Через несколько месяцев я поехал на Ямайку. Все что я знал — номер дома на Кинг-Стрит в Кингстоне, адрес маленького магазинчика. Я приехал туда и представился женщине, работающей в лавочке. Ею оказалась Рита Марли, жена Боба. Уже на следующий день группа пригласила меня в студию, парни сыграли мне песни из «Catch A Fire». Я задумал добавить некоторые элементы рока в их звучание, но Питер и Банни не хотели покидать Ямайку. Со мной в Лондон поехал один Боб, мы доделывали диск там.

Насколько важной для Марли была популярность среди чернокожих?

Это было очень важно для Боба, и он ужасно расстраивался, что никак не мог этого добиться. В те времена на рынке «черной» музыки не было места для бунтаря. Сейчас совсем другая ситуация: среди чернокожих исполнителей все сплошь бунтари.

Когда вы впервые узнали, что у Марли рак?

Боб сказал мне об этом в 1980 году. Он был буквально раздавлен этим известием, не находил себе места. Вскоре Марли дал мне прослушать несколько песен к своему новому альбому «Uprising». Композиции были довольно спокойными. Мне казалось, что в диске нет изюминки. Я позвонил Бобу и сказал ему об этом. Через неделю я приехал на Ямайку, и Марли показал мне новые готовые версии «Could You Be Loved» И «ComingIn From Cold». Он уже не казался таким подавленным. Он снова был полон энергии.

Текст Дэвид Фрике

Что такое растафарианство: В двадцатых годах прошлого века некто Маркус Гарей, считавшийся на Ямайке пророком, якобы объявил о том, что в ближайшие годы в Африке должен появиться правитель, который принесет свободу чернокожим во всем мире. В 1930 году на эфиопский престол взошел молодой человек по имени Хайле Селассе. Он сам называл себя Рас Тафари (князь Тафари). Вспомнив о предсказаниях Гарей, Селассе сочли посланником Бога, новой надеждой многострадального африканского континента. В тридцатые годы культ Рас Тафари на Ямайке превратился в полную мистики религию -ответвление православного христианства. Африка, точнее Эфиопия, выступала в роли Земли обетованной. Одним из убеждений последователей растафари было то, что марихуана, которую они называют словом «ганджа», является священной травой, помогающей употребляющему ее глубже познать себя. Растафарианцы воспринимали западную цивилизацию, построенную на угнетении остальных народов, как источник порока, называя ее Вавилоном. Они верили, что Вавилон падет, но сами не способствовали этому. Пока этот момент не наступит, люди раста не должны были стричь свои волосы, следовало заплетать их в косички - дреды, «придающие их владельцу устрашающий вид» (англ. dread - страх, ужас).

Текст Микал Гилмор
Rolling Stone – Russia,
№ 10,
апрель 2005

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ