СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Matt Bianco. Левостороннее движение

Matt Bianco Как оказываться в нужное время в нужном месте, на примере группы MATT BIANCO.

Пресловутый мультикультурализм, ставший в последнее время притчей во языцех, появился не вчера. Даже в таком, мягко говоря, не слишком гибком жанре, как популярная музыка. Пожалуй, смесью из латино, smooth-джаза и фьюжна сейчас уже никого не удивишь. Но группа Matt Bianco, записав после многолетнего перерыва новый альбом, вновь оказалась в центре внимания. Matt Bianco — яркий пример такой странной поп-экзотики; судите сами: английская группа с киношным названием (из шпионского сериала), исполняющая джаз с латинским ароматом. Да к тому же жутко популярная в Японии.

Многое из того, что признано лучшим в музыке прошлого века, пришло в нее из джаза — и творчество Matt Bianco в этом смысле не исключение. Отцы-основатели группы, Марк Рейли и Дэнни Уайт, начинали в коллективе под громоздким именем Blue Rondo a la Turk („Голубое рондо в турецком стиле"). Так называется одна из самых знаменитых пьес Дэйва Брубека, открывающая его историческую пластинку „Time Out", в которой квартет Брубека крайне удачно экспериментировал с несимметричными размерами, до того джазовой музыке совсем не свойственными. Matt Bianco, конечно, ни с чем радикальным не экспериментировали и не экспериментируют — зато они придумали такой конвертируемый субстиль (смесь фьюжн, smooth и латино), который потом успешно эксплуатировался многими артистами по всему миру. Сегодня, после некоторого тайм-аута в истории группы, Matt Bianco опять жутко востребованы. Новый альбом „Matt's Mood", вышедший ровно через двадцать лет после первой записи коллектива, немедленно угодил в английские чарты, засветился во множестве европейских хит-парадов, а группа отправилась в промо-тур по Европе и Японии. „Matt's Mood" наполнен яркими мелодиями, интеллигентными аранжировками и уютным камерным звучанием. А кроме того — воспоминаниями о лучших, романтических временах популярной музыки. Марк признается, что, в частности, песня „Wrong Side Of The Street" навеяна музыкой Франсиса Лея, точнее — знаменитой мелодией из фильма „Мужчина и женщина". Музыканты хотели записать нечто похожее по настроению на эту романтическую тему. Название — „Неправильная сторона улицы", то есть „навстречу движению", напоминает старый анекдот про англичан в Европе: „Будьте осторожны: эти иностранцы ездят по неправильной стороне улицы!" Правда, больше ничего хрестоматийно английского в альбоме нет. И теперь британцы, которые последние годы жалуются на неконвертируемость подавляющего большинства своих „звезд", могут успокоиться: кто-то из них все-таки способен создавать музыку вполне „мировую", без прописки и адреса. Справедливости ради надо сказать, что у Matt Bianco интернациональный состав. Что всегда было приятно отечественным меломанам, вокалистка коллектива — полька по происхождению. Мы называем ее Бася, англичане — Баша. Будем считать, что им виднее.

Сегодня Марк вспоминает, что пригласить в группу именно эту певицу предложил Дэнни, который ранее нашел ее — для другого проекта — через британский еженедельник „Melody Maker". Вообще говоря, последние страницы „Melody Maker", на которых размещались объявления о поиске музыкантов, аренде репетиционных баз и продаже инструментов, сослужили хорошую службу большому количеству британских команд(например, Suede). На объявление Дэнни и откликнулась девушка Баша, к моменту своего переезда в Англию бывшая уже законченным джаз-фэном с большим стажем. По ее словам, ситуация с джазом в социалистической Польше как нельзя лучше способствовала развитию вкуса к импровизационной музыке. „Я выросла на юге Польши, в провинции, — вспоминает певицу — в маленьком индустриальном городе под названием Яворно. Хотя у нас в городе проживало от силы тысяч сто человек, хороших концертов тем не менее проводилось очень много. К нам приезжали многие знаменитые джазовые, классические и поп-музыканты, проводились фестивали. А в 1981 году, когда я приехал в Англию, мне попалось на глаза объявление в „Melody Maker", в котором некая фанк-группа под названием Broze искала певицу. Коллектив, как сообщалось, собирался играть «нечто в духе Куинси Джонса". Так Баша познакомилась с Дэнни, который, когда Broze канули в лету, и привел ее в Matt Bianco.

Голос Баши жутко понравился Марку, напомнив ему интонации легендарной бразильянки Аструд Жильберто. Даже больше — Марк до сих пор вспоминает о первой встрече с Башей как о чуде: „Как только она запела, у меня дыхание перехватило... Я сразу понял, что она — идеальный и самый важный элемент для той музыкальной мозаики, которую мы собираем". Затем последовали успешные синглы и альбомы, а в 90-е — период полураспада группы, во время которого

Баша записала несколько сольных пластинок. Идея вновь собраться вместе пришла к музыкантам почти случайно. „Мы все с удовольствием вспоминали ранние годы нашей группы, — говорит Марк, — А однажды Дэнни зашел ко мне в студию... Просто так пришел, поздороваться, поговорить о жизни. Визит вежливости. Но почему-то мы вдруг, на ровном месте, начали горячо рассуждать о том, как славно было бы возродить Matt Bianco. Это потом уже, по здравому рассуждению, мы поняли, что как раз сейчас и есть самое удачное время для нашего реюниона. Поп-джаз вновь востребован широкой аудиторией. Посмотрите, сколько появляется новых и очень успешных артистов — Дайана Кролл, Нора Джонс, Джемми Куллум". Что ж, с этим трудно спорить. Остается добавить, что даже в нашей стране, где у Matt Bianco не было никаких хитов на радио, а в телеэфир попали от силы два клипа группы (в перестроечное время), альбом „Matt's Mood" стал одним из бестселлеров среди поп-джазовых релизов.

СЛАВЯНСКИЙ АКЦЕНТ

Поляки в мировом джазе

ANNA MARIA JOPEK

Новая звезда джазового вокала, „польская Дайана Кролл" Анна Мария Йопек — из обоймы негромких певиц, весьма привлекательных внешне и исполняющих околоджазовый камерно-эстрадный материал (как, например, Нора Джонс в США, Силье Нергор в Норвегии или Сесилия Норбю в Дании). С начала 90-х Анна Мария записала несколько неплохих сольных альбомов, изданных „Universal".

TOMASZ STANKO

Прославленный трубач, не так давно, кстати, выступавший в Москве. За время своей карьеры сработался со многими звездами американского и европейского джаза, а с начала 70-х регулярно издает сольные пластинки. Недавний альбом Станько „Suspended Night", выпущенный в этом году на лейбле „ЕСМ", был высоко оценен джазовой критикой во всем мире.

KRZYSZTOF KOMEDA

Пианист Кшиштоф Комеда за свою недолгую (1931-1969) жизнь состоялся не только как джазовый музыкант и новатор, но и неоднократно привлекался как композитор западными кинематографистами. Среди его работ — звуковое оформление к картинам Анджея Вайды, Ингмара Бергмана и Романа Поланского {включая знаменитого „Ребенка Розмари").

ZBIGNIEW NAMYSLOWSKI

Саксофонист Збигнев Намысловский — один из самых известных в мире польских джазменов. Много и успешно гастролировал с разными составами (в том числе с собственным коллективом) по Европе, США (с Михалем Урбаняком) и Индии. Наиболее успешный сольный альбом — „Winobranie" 1973 года, выпущенный „Decca".

MICHAL URBANIAK

Если поляки-джазмены— не такая уж и редкость, то джазмены-скрипачи — редкость куда как большая. Михаль Урбаняк — скрипач экстра-класса, записывавшийся со многими джазовыми „звездами". В частности, его инструмент можно услышать на хрестоматийном альбоме Майлза Дэвиса „Tutu" (1986).

Александр Беляев
Play
№ 18, 2004

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ