СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Секрет Massive Attack открыт

Двенадцать лет назад бристольцы Massive Attack были самой большой тайной британской поп-музыки, и им, похоже, это нравилось. Семь лет назад звезды от Мадонны до Питера Гэбриела выстраивались к ним в очередь в надежде поработать вместе. Пять лет назад Massive Attack выпустили альбом "Mezzanine" и сами превратились в звезд. А в прошлом месяце лидера группы 3D арестовали по обвинению в чрезмерном интересе к детской порнографии.

Они никогда не стремились к славе. Впрочем, внезапно обнаружив, что Роберт Карлайл и Лиам Хоулетт сражаются за право первыми пожать им руки, поздравляя с выходом - да чего угодно, нового ремикса, очередного альбома, художественного сборника "Fitting In" - Massive Attack восприняли свой новый звездный статус философски.

Роберт дель Найа, также известный как Deldge, 3D или просто D, признается NME, что нисколько не расстроен тем, что Massive Attack в конце концов примкнули к поп-мейнстриму.

"Не могу сказать, что нас туда засосало, - пожимает он плечами. - За прошлые годы мы встретили немало интересных людей, но остались с нами только те, кто был нам по-настоящему близок. Это или наши друзья, или просто люди, которых мы считаем очень талантливыми. И если мы устраиваем вечеринку, то на нее приходят именно они, а не тусовщики, которые прославились неизвестно чем. У каждого из наших гостей есть причина быть с нами рядом, они все как-то с нами связаны".

Вечеринки со звездами, говорит 3D, это всего лишь бонус к работе с талантливыми музыкантами.

"Ты встречаешься с ними в особых обстоятельствах, и ты в курсе того, чем они занимаются. Иногда это имеет значение, иногда - нет. Я в основном стараюсь окружать себя людьми, которыми по-настоящему восхищаюсь. Конечно, бывают исключения. Ты можешь и не быть фанатом чьей-то музыки, но ее автор вполне может оказаться потрясающим человеком".

Среди друзей, которые близки Massive Attack по духу, 3D называет Radiohead, Blur и The Prodigy. Все эти люди, замечает он, либо сочинили что-то вместе с Massive Attack, либо делали ремиксы на их композиции. Правда, сотрудничество с Лиамом Хоулеттом вылилось в саундтрек к порнофильму "The Uranus Experiment", о чем дель Найа теперь здорово жалеет.

"Честно говоря, фильм получился дурацкий, - признается он. - Хорошо хоть, что его выход остался почти незамеченным из-за британского закона о порнографии".

Massive Attack всегда были больше чем просто группа. Поразительные обложки альбомов, фантастические логотипы и великолепные видеоклипы (все это создано при непосредственном участии самих музыкантов) принесли им славу не меньшую, чем собственно музыка. При этом в лицо участников группы по-прежнему мало кто знает. Они намеренно скрываются от фотокамер?

"Ну нет, в этом нет какого-то умысла, - возражает 3D. -Просто мы серьезно относимся к образам, которые создает наша музыка. И вовсе необязательно, чтобы она ассоциировалась с нашими лицами. Подписывая контракт, мы дали понять лейблу, что не хотим, чтобы отношение к визуальной части нашей работы было поверхностным. Когда человек впервые слышит музыку, ему надо с чем-то ее ассоциировать. И нам нравится, выпустив альбом, развивать его основную идею с помощью нескольких синглов, наблюдать за ее эволюцией. Вот это - круто".

Любовь 3D к визуальным эффектам происходит от его давнего увлечения хип-хопом и граффити. Однажды его даже арестовали за "порчу стены" одного бристольского дома. Вскоре после этого 3D уже делил выставочное пространство в престижной галерее Arnolfini с еще одним любителем граффити - Goldie.

"Хип-хоп-граффити - это было гораздо больше, чем изменение внешнего вида окружающей среды, - вспоминает 3D. - Это была попытка общения, желание сказать что-то важное. Конечно, в других местах, - в Нью-Йорке, например, - граффити имели большее значение. У нас это всегда было как бы вторично, однако некоторые идеи, послания, которые несли эти рисунки, были важны и для Англии".

3D оформлял альбомы Massive Attack, а также обложки некоторых записей Джеймса Лавелля. Однако большая часть его художественных работ оставалась тайной для поклонников музыканта, пока два года назад он не выпустил книгу "Fitting In", куда вошла его графика, изображения компьютерных персонажей и полноценные картины. Большая их часть родилась во время тура в поддержку альбома "Mezzanine", когда 3D отвлекался от бесконечных переездов с помощью альбома для рисования и цифрового фотоаппарата.

"Время от времени я просто брал в руки камеру и начинал бродить по комнате, стараясь заснять мельчайшие детали. Благодаря этому комната как бы меняется, и ты запоминаешь ее по-другому. В твоих воспоминаниях она уже не тухлая скучная дыра, где ты застрял на 13 часов. Так что фотографировать гораздо лучше, чем просто киснуть весь день у телевизора".

Как ни странно, художник и дизайнер 3D - дальтоник. Он не отличает красного от зеленого, коричневого от синего, розового от белого. "Я вижу, что это разные цвета, - поясняет он. - Но, наверное, в моем описании они будут выглядеть не так, как в вашем. Я слышал, что скоро появятся специальные линзы, корректирующие цветовосприятие. Но я не хочу их носить. Цветовая слепота - это не такая уж плохая штука. Во всяком случае, мне хочется так думать. Благодаря ей многое видится по-другому, и это интересно".

Альбом "Mezzanine" оказался последним совместным проектом Massive Attack: сначала группу покинул Адриан "Mushroom" Вауэлс (насовсем - из-за творческих разногласий), потом - Грант "Daddy G" Маршалл (временно - взял декретный отпуск). Так и получилось, что "100th Window" фактически стал сольной пластинкой 3D. "Когда Mushroom решил уйти, мы были в туре, - вспоминает дель Найя. - Для нас это было большим ударом, потому что пришлось заканчивать гастроли без него. После ухода Mushroom нам пришлось все начинать сначала, но мы продолжали играть на концертах все старые песни Massive Attack. Творческого треугольника, которым раньше были Massive Attack, больше нет. И это очень странно".

3D не случайно продолжает говорить о группе "мы". Помимо него самого в записи нового альбома поучаствовало немало людей: это продюсер и соавтор Massive Attack Нил Далвидж, очень часто приглашаемый вокалист Хорас Энди, а также целый струнный оркестр.

Вокруг записи альбома ходило множество слухов. До самого его выхода никто не знал, на что будет похож Massive Attack, от которого осталась только одна треть. "Мы пытались найти новые голоса, - интриговал 3D NME во время работы над "100th Window". - Нам нужен был кто-то особенный, другой, ни на кого не похожий".

Поговаривали даже о том, что для альбома споет Деймон Албарн. Впрочем, этот слух так и не подтвердился: "Вряд ли это могло бы случиться, -говорит теперь 3D. - У Деймона в тот момент много всего происходило".

В результате на диске "100th Window" из постоянных голосов Massive Attack можно слышать только Хораса Энди, а вместо привычных Трейси Торн и Лиз Фрейзер в трех композициях поет Шинед О'Коннор.

"Мы хотели поработать с ней еще со времен нашего альбома "Protection" (то есть с 1994 года. - NME), -объясняет 3D. - Шинед - чудесный человек. Совместная работа заняла у нас всего-то несколько дней, но это было здорово. Она написала для Massive Attack прекрасные песни: одну политическую и две очень личных".

По словам 3D, стилистически альбом получился более разнообразным, чем "Mezzanine": "Идея у диска прежняя - рассказать вам историю, но по звуку он вышел более неровным, контрастным. Все песни там звучат по-разному".

После выхода альбома "100th Window" стало ясно: по Massive Attack соскучились не только англичане. Кроме Великобритании пластинка оказалась на первом месте во Франции, Ирландии и Финляндии,а еще в семи странах попала в лучшую пятерку. Билеты на концерты мирового тура в поддержку диска продавались так быстро, что Massive Attack постоянно приходилось добавлять новые даты. В результате вместо изначально планировавшихся двух концертов в Англии они решили дать восемь: пять в Лондоне и три в Манчестере. Впрочем, сейчас тур оказался под угрозой срыва. Так, Massive Attack уже пришлось отложить выступления в Новой Зеландии до конца марта.

Причина отмены оказалась неожиданно скандальной. В конце февраля 3D арестовали по обвинению в посещении детских порносайтов. С начала года британская полиция допросила по подобным делам уже несколько сотен человек, среди которых попались и довольно известные - например, Пит Таунзенд и Гэри Глиттер. Но в отличие от лидера The Who, который признался в том, что время от времени заходит на подобные сайты, поскольку это нужно ему для написания книги о собственном тяжелом детстве, 3D отвергает все предъявленные обвинения: "Я никогда в жизни не интересовался детской порнографией, - утверждает он. - Я сотрудничаю с полицией по этому делу, и надеюсь на его скорый и положительный исход".

Пока полиция не очень охотно делится подробностями расследования, однако сообщает, что в бристольской квартире 3D был конфискован не только его компьютер, но и некая "субстанция", предположительно экстази.

Сейчас 3D уже дома, однако свой недавний арест предпочитает не обсуждать. А вот представители британской прессы не перестают об этом говорить. По мнению некоторых особо прогрессивно настроенных журналистов, вся эта история с арестом - не более чем попытка подмочить репутацию 3D. Дело в том, что в Великобритании он не просто известный музыкант и художник, но и влиятельная политическая фигура. Вместе с Деймоном Албарном 3D сотрудничает с британским отделением Коалиции за ядерное разоружение (CND), а также принимает участие в различных антивоенных акциях. Деймон и Роберт, к примеру, несколько раз покупали в NME рекламное пространство, чтобы опубликовать следующее послание: "Нет войне с Ираком". Там же давалась информация о ближайшем марше протеста в Лондоне. На последний из них, состоявшийся 15 февраля, вышло, по разным оценкам, от миллиона до двух миллионов демонстрантов.

Человеку же, обвиненному в педофилии, люди вряд ли станут доверять. Вот почему, пытаясь отстоять свое честное имя, 3D пошел на отмену концертов. "Роберт дель Найа не хочет покидать Великобританию, пока все не разъяснится, - сообщил изданию Sun промоутер Massive Attack. - И так как он совершенно уверен, что дело решится в его пользу, то совсем скоро сможет отыграть отложенные концерты в Австралии и Новой Зеландии. Роберт надеется, что фанаты Massive Attack не станут преждевременно осуждать его и не обидятся из-за переноса шоу. Попробуйте понять, в какой невероятной и невозможной ситуации он оказался".

NME уверен: 3D удастся оправдаться. Просто потому, что у этого человека всегда были дела поважнее поиска в интернете фотографий голых детишек.

ДРУГИЕ АЛЬБОМЫ MASSIVE ATTACK

"BLUE LINES"

(1991)

Настоящий шедевр. По мнению многих - лучший танцевальный альбом в музыкальной истории Британии. "Blue Lines" - американский хип-хоп, по пути прихвативший рэгги и постпанковую эклектику, -и все это пропущено сквозь примороженную ан-деграундную клубную культуру Бристоля. Соул-пластинка, записанная с душой, остроумием и искренним чувством.

"PROTECTION"

(1994)

Конечно, превзойти "Blue Lines" было невозможно, и все же выход "Protection" доказал: Massive Attack -по-прежнему во много раз круче десятков подражателей, в изобилии расплодившихся после выхода дебютной пластинки брис-тольцев. И, хотя этот диск получился не таким однозначным шедевром, как "Blue Lines", фантастические голоса Tricky, Николетт и Трейси Торн и густой мистический саунд Massive Attack по-прежнему завораживали.

"NO PROTECTION: MASSIVE ATTACK VS MAD PROFESSOR"

(1995)

Скорее всего, Massive Attack осознавали, что их "Protection" временами скатывался в easy listening, поэтому и передали материал предыдущего альбома на переосмысление знаменитому британскому даб-продюсеру Mad Professor. Этот трюк отлично сработал: старые песни зазвучали тяжелее и жестче, а сами Massive Attack вновь переместились в авангард британской танцевальной музыки.

"MEZZANINE"

(1998)

Massive Attack добавили в свой привычный звук гитары и наполнили диск мрачной холодной атмосферой. А бесподобные аранжировки и прекрасные голоса Лиз Фрейзер и Хораса Энди сделали "Mezzanine" одной из самых значительных британских пластинок прошлого десятилетия.

Лиза Ли,
"New Musical Express - Russia",
№ 7, 2003

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ