СТАТИСТИКА





megablog.ru - Мегаблог мегаНастроения
  
  
0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ

Gregorian. «Монахи» поют «Металлику»

Gregorian Когда мужчины поют хором, это звучит красиво и величественно.

Исключение составляют лишь немецкие туристы с пивом, в которых пребывание на чужбине рождает неуемные вокальные позывы. Хор — это явление, которое не определяется суммой своих частей: когда десятки суровых голосов сливаются воедино, это создает эффект почти гипнотический и куда более серьезный, чем если бы все певцы голосили поодиночке. Раньше всех силу хорового пения поставили на вооружение священники. Под церковными сводами часто звучат хоралы — чтобы раб божий явственнее ощущал себя малой букашкой пред наивысшим могуществом. Во всех тоталитарных режимах пение хором почиталось занятием достойным — оно одновременно и приучало граждан к коллективному труду, и служило делу пропаганды и просвещения. Неслучайно оно потом становилось объектом сатиры — у Булгакова хором распевал домком, а одной из самых злых шуток хулигана Коровьева был визит в советское учреждение, которое после его ухода грянуло „Священный Байкал" да так и не смогло остановиться.

Немцы Gregorian знают о гипнотических свойствах хорала не понаслышке. Идея перепевать поп-хиты так, как это сделали бы монахи темной эпохи средневековья, пришла в голову продюсеру по имени Франк Петерсон, до этого работавшему с „Энигмой" и Сарой Брайтман и знающему толк в разного рода медиевистике. Было это шесть лет и шесть альбомов назад. Проект назвали Gregorian — в честь грегорианских церковных хоралов, средневекового церковно-католического песнопения, сформировавшегося в начале VII века. Упорядочение церковного песнопения и создание канонизированного свода мелодий приписывались папе Григорию I, по имени которого и был назван хорал. Особенностью традиционного хорала было одноголосное, унисонное исполнение мелодии — мужской хор не раскладывался на голоса, а сообща тянул одну мелодию.

В первых двух альбомах Gregorian использовались только чужие песни. Критерий отбора был прост— в каноническом грегогианском хорале исполняются мелодии, состоящие не более, чем из семи нот. „Если семитоновый лад песни не соблюдается, она не подходит", — объяснял Франк Петерсон. Не последнюю роль играло, конечно, и содержание текста — песенка про первый поцелуй из музыкального автомата имела мало шансов попасть в число избранных. Если верить „грегорианцам", в поисках материала для первых трех альбомов — трилогии „Master Of Chant" — они перелопатили все англоязычное музыкальное наследие, с 60-х до наших дней.

Для компании друзей во главе с Петерсоном простой перепев шлягеров силами наемного мужского хора был бы слишком простой и неинтересной задачей. Для отобранных песен переписывались партитуры (общепринятый двенадцатитоновый лад транспонировался в семитоновый) и изобретались новые аранжировки. Запись проходила в церквях, в обстановке, максимально приближенной к боевой. Прямо под сводами храма оборудовалась студия. Чтобы музыканты не чувствовали себя скованно в суровой, холодной католической атмосфере, Петерсон распорядился купить и зажечь 200 свечей. Хористов Петерсон отбирал лично, проводя кастинг среди выпускников духовных семинарий Англии. Всего было отобрано 12 мужчин, не только умеющих петь хором, но и готовых на святотатство — запись поп-пластинки в стенах храма божьего.

Начиная с третьего альбома Петерсон и компания стали пробовать сочинять собственные мелодии и включать их в свои работы. Впрочем, они действовали аккуратно и скромно — на последней, вышедшей осенью пластинке „Dark Side", таких композиции всего две. Остальные, по традиции, представляют собой поп-рок-хиты — „My Immortal" Evanescence, „Hurt" Nine Inch Nails, „Where The Wild Roses Grow" Ника Кейва, дорзовская „The End", „In The Shadows" The Rasmus и так далее. Музыкальная концепция Gregorian распространяется не только на звукозапись. На концертах хористы выходят на сцену в монашеском одеянии, а официальный сайт группы украшает фигура с факелом, напоминающая выпускника школы Святой Инквизиции. Первые концерты проект давал в настоящих церквях, где ошарашивал неподготовленную публику, впадавшую в ступор при виде „монахов", поющих „Nothing Else Matters" Metallica. Теперь проект доберется и до Москвы. Gregorian — тот случай, когда из сплава двух культур можно высечь яркую коммерческую искру. Поп-шлягеры обеспечивают узнаваемость, грегорианские хоралы и средневековое обличье поющих — ощущение соприкосновения с великим. Для России, где европейская культура древних эпох покрыта особым, незнакомым аборигенам лоском нездешности, такие проекты имеют особое значение.

Святослав Бирюлин
Play
№ 2
19 января – 4 февраля 2005

0-9# A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z РОССИЯ